Поиск

Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино

Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино

Рассказывает основатель «Москвы глазами инженера» Айрат Багаутдинов, показывает BURO., комментирует Дмитрий Быков

Фото: Катя Мячикова

Чтобы как следует удивиться, не обязательно покидать Московскую область. BURO. вместе с бесстрашным творческим объединением Esthetic Joys, ответственным за Bosco Fresh Fest и еще много чего хорошего, отправилось на выходных в Пущино. Это наукоград, где будто время остановилось, который оценят историки архитектуры и гики как заповедник советской жизни 1960–1980-х годов.

Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 1)
Радиотелескоп RT-22 с тарелкой диаметром 22 м Пущинской радиоастрономической обсерватории (ПРАО). 2 раза в год в обсерватории проводятся дни открытых дверей с экскурсиями и лекторием: в апреле в День космонавтики и в августе во время Пущинских Персеид

Основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, который также ездил в экспедицию, рассказал о создании Пущино и других наукоградов. Мы проиллюстрировали его слова фотографиями из поездки и цитатами из лекции Дмитрия Быкова о советском эксперименте и творчестве Стругацких, прочитанной им в пущинском Доме ученых.

О появлении

В 1956 году родилась идея создать около Москвы научный центр для изучения биохимии и биофизики живых организмов. Драйвером процесса был президент Академии наук — Александр Николаевич Несмеянов. По легенде, он летал вокруг Москвы на вертолете, высматривая наиболее удачное место с точки зрения красоты природы и удобства ландшафта. В итоге выбрал окрестности старинной усадьбы XVI века Пущино-на-Оке.

В советские годы Пущино не был городом как административной единицей, а назывался научным центром и находился под управлением Академии наук. С 1957 по 1962 год все ресурсы стали уходить на строительство Академгородка в Новосибирске, который стал более значимым проектом для советского правительства, так как в Москве и вокруг нее уже хватало институтов, а Сибирь и Дальний Восток необходимо было активнее осваивать. В 1963 году о Пущино вспомнили, и началось реальное строительство.

Проектированием занимался ГИПРОНИИ — Государственный проектный и научно-исследовательский институт. В 1965 году была создана специальная 9-я мастерская ГИПРОНИИ, которая размещалась здесь и занималась планированием города Пущино. Ее возглавлял архитектор Евгений Архипов, спустя шесть лет управление взял в руки Вячеслав Воронежский. Большинство зданий построили именно они; они же и авторы генерального плана города.


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 2)

«Институт — не только метафора советской бюрократии, доведенной до абсурда. Это еще и портрет советской науки — очень хорошей, очень продуктивной»


О плане города

Пущино удивителен как пример реализации ленточной планировки и ленточного зонирования. Выглядит это так: к реке Оке примыкает рекреационная зона (парк усадьбы, лесной массив, пляжи), дальше идет жилая зона. Она выходит на парковый массив, а значит, хорошо проветривается, насыщается кислородом и получает красивые виды. В жилой зоне интересное разделение транспортных потоков: автомобили объезжают ее по верхней и нижней дорогам, а центральная дорога остается исключительно пешеходной.

Внутри жилой зоны, вокруг пешеходной оси (местные называют ее Арбатом, на самом же деле это бульвар Иерусалимского) сгруппированы общественные здания: почта, Дом ученых, пансионат «Пущино», Дом быта. Дальше идет зеленая зона — двухкилометровая полоса, которая отделяет производственную зону от жилой. Дальше — зона институтов, при строительстве которой применили модульную систему. Это южная часть, за которой — только лес, что дает институтам возможность беспрепятственно расти и развиваться.


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 5)

«Удивительная черта советских людей — они приезжают в другие края, и там, где они поселяются, возрастает количество несчастных случаев, потому что они несут с собой тревогу и беду. Но они же несут с собой будущее. А будущее, как мы знаем, беспощадно»


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 6)
Типовое здание Дома быта. Здесь находятся пущинский ЗАГС, недавно облицованный некрасивыми панелями, пиццерия и магазин «Пятерочка»

О гуманном модернизме

Пущино — детище эпохи модернизма, уходящего корнями в советский авангард, однако без свойственного ему революционного радикализма. Сейчас такой подход к архитектуре практически не используется — все больше говорят о партисипаторном урбанизме. В 1925 году Ле Корбюзье сказал, что северный берег Парижа с его старыми улочками надо снести и сделать ортогональную сетку улиц, как в Нью-Йорке. Каждый квартал должен был быть зеленым, а в центре  — крестообразная башня. В Пущино не чувствуется характерного для модернизма рационального и авторитарного подхода к проектированию. Это не просто заповедник модернизма — здесь все уютно и соразмерно человеку.

Пообщавшись с местными жителями во время экспедиции Esthetic Joys, я был приятно удивлен. Я ничего такого не ожидал, когда приехал сюда впервые три недели назад. Встретил много ученых — моих ровесников, которые приехали сюда жить из разных городов и занимаются здесь разработкой лекарств против рака или изучением пульсаров. Тут все люди очень открытые.


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 7)

«Основополагающая черта советского мира была сформулирована братьями Стругацкими исчерпывающе: это мир людей, для которых работа важнее жизни»


Об усадьбе

Впервые она упоминается в XVI веке, в своем нынешнем виде была построена в конце XVIII века, но перестроена на рубеже XIX–XX веков. Усадьба ценна не столько как здание, сколько благодаря генеральному плану. Она выгодно расположена на одной из террас речной долины, от нее спускается вниз на следующую террасу парадная лестница. Затем она продолжается липовой аллеей, перспективу которой замыкает река Ока и противоположный берег.

Усадьба в Пущино — не просто старинный архитектурный памятник. Во-первых, это единственная сохранившаяся усадьба в Заочье. Во-вторых, многие пущинцы в ней родились: до 1970-х годов тут был роддом. Сегодня видеть усадьбу в запущенном состоянии больно, так как она была одним из факторов местной идентичности. Хорошо, что за ее реконструкцию наконец-то взялись! Возглавляют инициативную группу член союза фотохудожников Евгения Комарова, а также историк архитектуры и искусствовед Мария Трошина. Если вы хотите поддержать их работу, можно написать в группу на фейсбуке.


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 10)

«Ранние Стругацкие начинали с того розового оптимизма, с того описания шестидесятнической эпохи, которая и поныне представляется мне единственной работающей советской утопией. Это единственный мир, в котором хочется жить»


Счастливых возвращений: путешествие в заповедник советского модернизма — наукоград Пущино (фото 11)
Дом аспиранта и стажера. В верхней части здания — студии художников с гигантскими круглыми окнами и площадка для прогулок на крыше. Сегодня в одном из помещений наверху находится штаб-квартира творческого объединения Pu Style

О будущем наукоградов

Исходя из того, что уже построен технопарк в «Сколково» и «Иннополис» около Казани, думаю, это продолжит захватывать Россию. Сложно сказать, будут ли возрождать старые города — скорее технопарки будут строиться в новых местах. А ведь есть еще несколько научных центров вокруг Москвы — Зеленоград, Дубна, Троицк, Обнинск.


Что почитать, чтобы понять советский модернизм

Про Зеленоград уже выпущена книга «Город архитектора Игоря Покровского». Чтобы по достоинству оценить архитектуру модернизма, нужно иметь развитое эстетическое зрение и быть насмотренным. Рекомендую книгу Николая Малинина и Анны Броновицкой «Москва. Архитектура советского модернизма», книгу о Феликсе Новикове, а также «Границы архитектуры» Вальтера Гропиуса и «К архитектуре» Ле Корбюзье.