партнерский материал
Маркетплейсы — новые модные платформы: глоу-ап длиной в несколько лет
Вместе с Ozon Fashion выводим формулу доверия между модной аудиторией и классными брендами
Текст: Ева Эль-Байаа
Дизайн: Виолетта Шепитько
Еще недавно маркетплейсы казались местом, где покупают только базовые футболки со скидкой. Но всего за несколько лет они превратились в полноценные фэшн-платформы, способные конкурировать если не с концепт-сторами, то с торговыми центрами уж точно. Теперь сюда приходят в том числе за премиальными брендами, капсулами от локальных дизайнеров и новинками сегмента middle-up. На примере Ozon Fashion рассказываем, как это удалось.
ТРАНСФОРМИРОВАЛИ ВОСПРИЯТИЕ
Ключевым барьером на пути к лояльности фэшн-аудитории было сложившееся предвзятое отношение к маркетплейсам. Порой было сложно честно ответить на вопрос о том, где куплено платье на тебе. Все потому, что онлайн-платформы обросли десятками мифов, а заодно подверглись одному из самых беспощадных когнитивных искажений — обобщению.
Если один маркетплейс не предлагает бренды среднего и выше среднего ценового сегмента, то, скорее всего, эти бренды не работают и с другими площадками. Направление Fashion на Ozon было запущено в 2019 году, однако активное продвижение категории началось только в 2022-м. С этого момента платформа взяла курс на системное формирование имиджа и укрепление позиций в модной индустрии.
Об Ozon Fashion стали регулярно писать авторитетные фэшн-медиа — и речь идет не только о BURO.: интерес к проекту проявили ключевые отраслевые издания. В 2022 году маркетплейс начал публиковать собственную аналитику и освещать рыночные тренды, что стало важным шагом к прозрачному диалогу с профессиональным сообществом. Ozon Fashion открыто заявил о своих планах в сегменте моды и с тех пор последовательно развивает это направление. Также площадка начала активно привлекать российские бренды и даже запустила коллаборацию с Zarina и Твое.
OZON FASHION
Наконец для закрепления эффекта Ozon Fashion заручился поддержкой телеграм-каналов, которые с недавних пор стали одними из главных источников новостей для российской модной аудитории. Об инфоповодах платформы писали, например, ведущие фэшн-журналисты и по совместительству друзья редакции Антон Гулевский и Ольга Михайловская.
Но что говорило само за себя, так это стремительный рост количества представленных на маркетплейсе селлеров — причем не только российских брендов, но и мировых премиум-марок. Сейчас на платформе соседствуют Befree и Calvin Klein, Ekonika и Coccinelle.
РАЗГРАНИЧИЛИ СЕГМЕНТЫ
Одним из вызовов для фэшн-брендов на мультикатегорийных платформах считается так называемое «соседство». Опасения оказаться рядом с кухонными губками и автомобильными фильтрами вполне понятны. Чтобы сделать шоппинг приятнее для покупателя, а продажи — эффективнее для селлера, Ozon разработал отдельное пространство Ozon Fashion с самостоятельной навигацией, интерфейсом и фильтрами. Это не просто раздел, а мини-приложение с персонализированной лентой, витринами, поиском по образам и четкой логикой переходов.
Внутри команда создала тематические подразделы: витрину для молодых локальных брендов «Гардероб», «Сникермаркет» для брендовых кроссовок и кед, «Премиум» с изделиями мировых и российских брендов. Они позволяют избежать товарного шума и создают вокруг каждого бренда соответствующий контекст, а клиентский путь теперь напоминает скорее классический fashion-ритейл и соответствует его стандартам — как визуально, так и функционально.
Вместе с этим в Ozon наблюдают, что свободные ниши на локальном рынке все еще есть — особенно в middle и middle-up.

«
Несмотря на рост числа российских брендов, рынок по-прежнему предлагает немало свободных ниш. Поддержка локального производства и интерес потребителей лишь усиливают спрос на новые концепции. Тем не менее, следует учитывать, что именно средний и высокий ценовые сегменты предъявляют особенные требования — здесь важны и качество, и дизайн. Это делает нишу одновременно рискованной и перспективной: при грамотной стратегии возможен быстрый рост продаж
Илоанга Ершова
»
директор бизнес-направления Ozon Fashion
СТАЛИ СПОСОБОМ ЗАЯВИТЬ О СЕБЕ
Число российских дизайнеров продолжает расти, и, хотя для них все еще есть свободные ниши, модная аудитория отвечает на такое разнообразие сменой фокуса. Он смещается с вещей на концепции. Становятся важными история бренда, вложенные смыслы, визуальный язык, атмосфера и комьюнити. Все это невозможно передать, если марка растворяется в общей массе карточек товаров.
К счастью, сегодня маркетплейс уже не только канал продаж, но и площадка для выстраивания имиджа. Например, благодаря инструментам, доступным на Ozon Fashion, — бренд-зонам, витринами и rich-контенту (лендингу для конкретного изделия с иллюстрациями, видео и детализированным описанием) — продавцы могут транслировать свои ценности и стиль, не теряясь среди других селлеров. Говоря образно, у каждой марки появляется возможность оформить свой бренд-бутик — виртуальное пространство в фирменном стиле с подборками, описанием концепции, уникальной айдентикой.
Это особенно важно на фоне изменения паттернов поведения клиента: раньше он забивал запрос в поисковую систему, а теперь все чаще прямиком заходит на маркетплейс и именно там впервые соприкасается с брендом. Для молодых брендов это шанс: визуально привлекательный ассортимент и качественная съемка привлекают внимание и в разы повышают вероятность заказа, а значит, оффлайн-знакомства марки и покупателя.
Эти инструменты стали особенно ценными для локальных брендов: согласно данным Ozon, уже две трети оборота 100 крупнейших продавцов фэшн-товаров приходится на российские марки. Площадка стала точкой входа и масштабирования: По итогам первого квартала 2025 года в Ozon Fashion 281 тысяча продавцов. Нишевые бренды, у которых еще нет собственного интернет-магазина, могут продаваться по всей стране.
СТАЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТЬЮ
Примерка, тактильные ощущения, внешний вид вещей — решающие факторы в фэшн-ритейле. К тому же нельзя недооценивать важность социального опыта на площадке — это усиливающийся тренд. Хотя в онлайне дела с этим обстоят сложнее, маркетплейсы компенсируют отсутствие физического контакта другими преимуществами: UGC, отзывами, геймификацией.
Благодаря контенту от клиентов Ozon Fashion превратился в социальную сеть. Отзывы с фото, комментарии о посадке, размере и качестве одновременно дают чувство причастности к коммьюнити и выступают основой доверия к брендам и товарам. Но маркетплейс не останавливается на достигнутом: здесь также появилась отдельная лента лучших пользовательских фото, которую курирует команда площадки, — попасть туда стало мотивацией для клиентов активнее делиться опытом. Также команда внедрила ленту рекомендаций, 25% покупок идут именно оттуда, это отличный показатель, планируем его развивать.
Кроме того, это фильтр качества: через модерацию карточек, аналитику отзывов, проверку контента отсеивают неоригинальные и низкокачественные товары. Все это дает покупателю чувство безопасности и прозрачности: пользователь видит не только фото от производителя, но и реальный результат на людях с разной внешностью и типами фигур. Это особенно ценно для middle и middle-up — самых перспективных сегментов на Ozon Fashion.
«

Формат платформы предполагает огромный ассортимент, и без социальных подсказок пользователю сложно ориентироваться. Когда он видит, что товар покупают, обсуждают, рекомендуют, повышается вовлеченность и рождается ощущение живой среды, где выбор не навязывается, а формируется естественным путем
Илоанга Ершова
директор бизнес-направления Ozon Fashion
»
АДАПТИРОВАЛИСЬ ПОД МЕНЯЮЩЕЕСЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Смена поколений, усиление цифровых привычек и ускоренный ритм жизни повлияли на принципы потребления. Онлайн трансформировался из альтернативы оффлайну в привычный, даже предпочтительный, сценарий и продолжает проникновение в моду. Infoline сообщает, что в 2024 году интернет-продажи в фэшн-сегменте превысили физические (54% соответствующих товаров купили онлайн).
В этих условиях важным становится не только ассортимент, но и качество потребительского маршрута: насколько удобно искать, выбирать, заказывать и возвращать. Ozon Fashion наладил экосистему, максимально близкую к ожиданиям современных пользователей. Более чем в 92% пунктов выдачи есть примерочные, доступна постоплата, упрощающая выбор между размерами и фасонами. Добавьте к этому бесплатные возвраты, быструю логистику и оптимизированный с помощью фильтров и алгоритмов интерфейс платформы.



Все это дало результаты: в прошедшем году клиенты Ozon в полтора раза чаще покупали одежду, обувь и аксессуары, чем годом ранее. На одного клиента приходится в среднем 10 заказов. К концу 2025 года прогнозируем, что частотность вырастет до 12 заказов. Это резонно: зачем тратить время на дорогу в торговый центр, если доступ к ассортименту из 28,5 миллиона артикулов находится в шаговой доступности. Что интересно, более 68% фэшн-продаж именно за пределами Москвы и МО — там, где традиционно не хватало офлайн-точек, особенно российских брендов. Развитие региональной инфраструктуры привело к росту доли заказов из малых городов: по итогам 1 квартала 2025 года каждый шестой заказ на Ozon Fashion был доставлен в населенные пункты, где живет менее 50 тыс жителей.
«
В этих локациях спрос на модные позиции стабильно растет — при этом остается во многом не удовлетворенным. Чтобы соответствовать этому тренду, мы последовательно наращиваем инфраструктуру. Это позволяет быстрее доставлять товары, расширять ассортимент и делать моду доступной в самых удаленных уголках страны

Илоанга Ершова
директор бизнес-направления Ozon Fashion
»
Реклама. Ozon Fashion