Поиск

Драма трикотажа

Как я побывала на “Трикотажном курсе” Fashion Factory и придумала свою коллекцию

Текст: Buro 24/7

До этого я никогда не создавала одежду; платья для кукол в несознательном возрасте -- не в счёт. Курс Fashion Factory упорядочил мои представления о создании одежды, и для меня как журналиста, пишущего о моде, опыт получился совершенно бесценный. Оказалось, что придумывать -- наименее трудная и нерво- и энегрозатратная часть работы. У меня получилось разработать свою трикотажную коллекцию и даже довести её до одного материально выраженного образца. На этапе эскизов всё шло неплохо, но вот переход вещи из художественного мира в материальный оказался и поучительным, и драматичным, и где-то -- если сравнивать с опытом других -- очень банальным, как и всякий первый опыт. Я решила, что формат графоманской пьесы отразит его лучшим образом. Итак:

Драма трикотажа

Действующие лица.

Людмила, дизайнер трикотажа и куратор FF Zil.

Начинающий Дизайнер, автор этих строк.

Муза, субличность Дизайнера, немного инфантильная и взбалмошная.

Жизнь, как ей и положено, предстает в разных обличиях.

 

Действие первое

Дизайнер. Один мой знакомый из Питера основал свою марку мужской одежды, потому что нечего было надеть на вручение премии «Собака.ру». Когда от других не дождешься, проще сделать самому, да и за результат как-то спокойнее. Я знакома со многими дизайнерами, и круче всего те, с которыми не возникает вопроса «зачем?». А он возникает иногда. Люди начинают и почему-то прогорают через год, хотя у них были неплохие идеи. Авторы свитшотов с концептуальными принтами, где вы, ау?

А почему бы не выпустить наконец нормальные, нужные всем вещи без лишних деталей: идеальную тельняшку, универсальную белую майку из хорошего материала и кардиган, который не делает из женщины фефелу, а держит форму.

Дизайнер принимается рисовать. Появляется Жизнь (в облике лучшей подруги Дизайнера).

Жизнь. А что это ты такое делаешь, покажи?

Дизайнер. Белую майку! Пока эскиз. Это будет наконец-то нормальная белая майка, а то купить готовую невозможно.

Жизнь. А тебе не кажется, как бы это сказать, что белые майки делают все, от Хельмута Ланга до «Зары»?

Дизайнер. Ну мало ли. Плохо, значит, делают. Моя будет лучше!

Жизнь. Это у Маржелы будет лучше. Посмотри, какая там база.

Дизайнер. Но у меня-то дешевле.

Жизнь. Дешевле, чем в «Юникло»?

Муза. Ой, все.

 

Действие второе

Занятие трикотажного курса FF Zil. Дизайнер слушает Людмилу и одновременно находится во внутреннем диалоге с Жизнью.

Людмила. Основа любой коллекции — здравый смысл, системный анализ и голый расчет.

Что собой представляет женщина твоей коллекции, сколько ей лет, как она живет? Ездит в метро или в джипе, работает на хозяина или сама себе хозяйка? Ужинает с подругами в ресторане на Патриарших или в забегаловке в Строгино? Куда ходит за покупками, сколько денег тратит на обновки?

В конце концов, где ты встречаешь женщин своей коллекции? Если твоя героиня ходит в «Гараж» на предпремьерные вечеринки, а ты ходишь на бесплатные показы в «Артплее», вы не встретитесь никогда, и ей неинтересны будут твои шедевры, даже не трать ресурсы.

Если совсем уж невмоготу шить на подружек и хочется большого светлого счастья, начинай прыгать выше головы: сними угол на Тверской, ходи в модные рестораны, посещай правильные мероприятия, кокетничай со светскими персонами, поддерживай интересные беседы, путешествуй по красивым местам, делай захватывающие отчеты в соцсетях.

 

Действие третье

Дизайнер в задумчивости. Муза тоже.

Дизайнер. Людмила права, конечно. Кто купит то, что я сделаю, кроме меня самой?

Сделать супермайку по адекватной цене — это пока сложно. Даже просто супермайку сделать сложно. Попробую сделать небазовую вещь, но интересную, авторскую. Конечно, надо быть в курсе — не только по Style.com. Нужно съездить на «Питти Филати».

Жизнь. Поздно уже в этом году на «Питти Филати».

Дизайнер. Ничего страшного, поеду в следующем, а пока буду учиться, пробовать.

Жизнь. На выставку надо много денег. Людмила говорит, нужно около 100 тысяч, чтобы слетать во Флоренцию с пользой, если ты планируешь покупать там какие-то материалы.

Дизайнер. Пока нет.

Жизнь. Ну тогда до свиданья.

Дизайнер. Какое «до свиданья», я еще даже не начала!

Ладно, можно пока вязать для знакомых, а продавать через соцсети. Главное — все равно идея: если идея хороша, она выстрелит и инвесторы найдутся.

Идея проста: вот окно «Инстаграма», разделенное на трети; и у каждой вещи моей коллекции будет визуально отделенная треть. Динамично и не слишком вычурно. Цвета — припыленный черный и не совсем белый (женщин, которым по-настоящему пойдет глубокий черный и белоснежный, в Москве мало).

 

Действие четвертое

Дизайнер собирает мудборд. Муза жужжит рядом.

Дизайнер. Вот рамка «Инстаграма» и примеры удачной композиции: треть моря, две трети неба. Вот таким может быть узор на рельефной части — похожим на выросты на коре дерева. Цвета — как у обложек моего любимого двухтомника японской прозы, пыльные, затененные. Только белый ярче. Инь-ян такой.

Драма трикотажа (фото 1)

Сделаем платье без рукавов в пол, платье до колен с длинными рукавами, кардиган без пояса, джемпер. Людмила говорит, что лучше всего продаются шапки, но до сезона шапок надо еще дожить.

 

Действие пятое

В магазине пряжи.

Дизайнер. Мне нужен сияющий off-white, а не цвет грязного белья!

Жизнь. Ты хотела, чтобы не белоснежный? Вот, пожалуйста, — от белоснежного далек. Может, цвета льна? Или бежевый? Тут их полно.

Дизайнер. Т_Т.

Хорошо, выбираем из того, что есть.

 

Действие шестое

Занятие трикотажного курса, проверка домашнего задания.

Людмила. Да, это нормальная, работающая идея. Вещи внесезонные, будут продаваться. Только состав пряжи сомнительный: бамбук и лен по свойствам противоположны. Лен хрусткий на ощупь, полотно из него такое живое, неровное, неравномерное по толщине. Бамбук мягкий, скользкий, гладкий и, наоборот, некрасиво выглядит помятым. Они «не женятся» ни по свойствам, ни по внешнему виду. Я бы не рискнула из этой пряжи что-то делать: непонятно, как вещь себя поведет, если ее постирать. Но попробовать можно, ведь это образец.

Дизайнер. Спасибо! А что скажете про рисунок? Мне нравится, когда рельефный узор сделан вот такими шевронами.

Людмила. Это невозможно будет сделать на домашней вязальной машине. Только на промышленной, а там партии от 300 штук. Эскиз нужно переделать.

Муза грустит. Дизайнер перерисовывает эскиз, располагая рельефные полосы горизонтально. Людмила, глядя на это, делает нормальный эскиз и заодно технический рисунок для мастерицы.

Драма трикотажа (фото 2)

Жизнь. Итак, это уже не твой дизайн.

Дизайнер. Тише, тише.

 

Действие седьмое

Дизайнер прибегает в магазин за пряжей для образца.

Жизнь. Нет. Вчера купили последний моток.

Муза хнычет.

Дизайнер. Не реви, давай купим вот этот хлопок сливового цвета. И состав у него не такой сомнительный.

Муза. Но это же будет не тоооо!

Дизайнер. А тебе надо, чтобы было прямо то!

Жизнь. Умнеешь.

Драма трикотажа (фото 3)

 

Действие восьмое

События происходят за пределами видимости Дизайнера: по техническому рисунку, созданному Людмилой, мастерица вяжет первый образец.

Драма трикотажа (фото 4)

Действие девятое

Дизайнер получает готовый кардиган из рук Жизни.

Дизайнер. Что это? Почему он на 10 сантиметров длиннее? И почему верхняя треть больше?

Жизнь. Ну, повисел немного, пряжа-то тяжелая.

Дизайнер. Длиннее он даже лучше выглядит, но в размер мы не попали, образец нужно будет переделывать.

Муза. А где деление на трети? А где цвета — не совсем черный и не совсем белый? Где рубчики рельефные шевронами?

Дизайнер. Ой, все.

 

Действие десятое

Дизайнер. Ну что, надо теперь делать маленькую партию, штук пять. Поеду за пряжей.

Жизнь. Этот цвет вчера закончился.

Муза. Я уже ничему не удивляюсь.

Дизайнер. Похоже, «Питти» неизбежна. Что не так плохо.

 

Вместо эпилога

7 вещей, которые необходимо сделать для вашей будущей марки

1. Задать себе вопрос — ЗАЧЕМ?

Что вы предложите людям такого, что им захочется купить?

Необходим нормальный, работающий, вас самих на 100% убеждающий, проверенный на референтной группе ответ. Вы сами купили бы свой продукт за те деньги, которые вы за него просите? А ваши знакомые? А те люди, на которых вы рассчитываете, — зачем им ваша вещь?

2. Изучить матчасть.

Например, вы ее уже знаете — это железный плюс. Либо вы ее не знаете, но хорошо знаете ответ на вопрос ЗАЧЕМ? При этом можете быть организатором, то есть можете точно дать задание, хорошо представляете, как выглядит процесс на каждом этапе и каким должен быть результат.

3. Просчитать экономику вашего производства.

Черт, к этому моменту все музы уже отлетели. Где же творчество? Где полет?

Столкновения с реальностью начинаются еще в теории. Трикотаж — это сумасшедшие бюджеты. Кредиты банки не дают, если нет залога. Остается расти медленно, начиная с крошечных партий, в нормальном взрослом самоокупающемся варианте — с ателье. Содержание трикотажного ателье — это около 1 млн рублей в месяц.

Себестоимость моего хлопкового кардигана, одной единицы, получилась выше полной стоимости похожей модели в масс-маркете — тоже, между прочим, из хлопка. И это не считая накладных расходов, наценки магазина и прочего. Цена должна вырасти минимум в два с половиной раза. И это в то время, когда везде начинаются распродажи.

4. Выбрать тип производства.

Промышленные масштабы для маленькой марки неподъемны: партии от 300 единиц — это стоимость пряжи + стоимость работы х 300; даже если чудом найти на это деньги, где потом продать ваши 300 свитеров? Остается размещение заказов у частных мастеров с домашними вязальными машинами или ручное вязание.

5. Сделать образцы.

Готовьтесь к сюрпризам. Вот с чем я столкнулась, когда делала всего одну вещь, не тираж и даже не капсульную коллекцию: 1) доступный выбор сырья — так себе, необходим компромисс; 2) опасные, чреватые будущим недовольством покупателей свойства льна и бамбука, о которых я бы и не узнала, если бы не Людмила — производители о них тоже молчат; 3) закончился выбранный вид пряжи; 4) цвет замены закончился тоже; 5) итоговая вещь оказалась длиннее, с другими пропорциями, и вообще ничем не напоминала о первоначальной идее. А если бы это было платье в пол? Куда его девать, дарить Эрике Ирвин, рост которой 2 м 3 см? Людмила успокоила меня: то, что вещь сильно меняется, — для трикотажа совершенно нормальная история.

6. Сделать партию, при этом неусыпно следить за качеством.

7. Выбрать оптимальный для вас способ продаж.

Это может быть интернет-магазин, корнер в мультибрендовом магазине или даже собственный отдельный магазин марки. В любом случае, в экономику марки нужно закладывать расходы на него: от стоимости аренды до полочек на складе.

 

За науку и знакомство с миром трикотажа спасибо Fashion Factory (//www.fashionfactoryschool.com/) и лично Людмиле Норсоян (отрывки из будущей книги которой использованы в публикации).