Поиск

Как Евгений Онегин выживал зимой?

И был таким светским

Текст: Buro 24/7

Иногда кажется, что в России настоящий спор происходит не в области политики, а между погодой и культурой. Основной вопрос прошлой недели в Москве стоял для меня ровно так, как в заголовке. Это были не дни, а сладкое самоистязание, когда есть время на искусство, а вот на шопинг времени нет. Ну или он не складывается.

По количеству нерядовых культурных событий неделя не просто была переполнена (в принципе, всегда все переполнено), а как-то так совпали мероприятия, что я невольно почувствовала себя героем русской литературы. Заканчивался фестиваль "Территория", и на закрытии исполнялась интерпретация "Зимнего пути" Шуберта. Дирижер Теодор Курентзис в Большом зале консерватории "рисовал" перед слушателями удивительную картину с песочком и легкими дуновениями ветерка. Как будто зимы никогда не было и не будет. Вероятно, чтобы дать почувствовать тонкие нюансы драмы тем, кому обычно сухо и комфортно. Мне понравилось, хотя сухо и комфортно не было, я долго отрицала температуру.

Teodor Kurentzis

Теодор Курентзис в Большом зале консерватории © фестиваль TERRITORIЯ

Следующие два дня я гуляю в поисках нового пальто в районе пешей доступности от Козицкого переулка. Там проходит конгресс историков искусства о памяти. Приходится тратить на это все обеденные перерывы, отказывать себе в полноценной еде и питаться снеками и кофе (диета ученых построена на углеводах). Несколько огрубляю, но большая часть докладов сводилась к попыткам, используя новые факты, сформулировать идею национального искусства. На общем фоне выделялись два опыта восприятия. Валерий Подорога (чистый философ) произнес такую речь, что нейронные цепочки собрались по-новому в реальном времени. Что может быть ценнее умения вращать абстракциями и передавать ценное знание о методе? Прямая визуализация. Искусствовед Екатерина Бобринская, сияя изнутри, читает доклад о нелинейном времени в искусстве, и ей действительно открыты противовременные потоки.

state institute of art studies

Конгресс историков искусства в Государственном институте искусствознания

А я перемещаюсь между потоками социальными. В Музее современного искусства "Гараж" открывается выставка "Перформанс в России: картография истории".  Все радостно едят сэндвичи с селедкой, яблочки, выпивают вино и коктейли. Мир российского искусства намного здоровее, чем мир российской науки, несомненно. Хотя и более суетлив. На вернисаже ничего толком не посмотреть, но в выставке участвует моя подруга Ксения Сорокина, посетившая Иран ради своего видео. Несмотря на холода я там, поддерживаю подругу. И там же мы встречаем еще одну участницу выставки Ольгу Кройтор. Я говорю, что хочу посмотреть на византийское наследие и в тепло. Кто-то из них с ходу предлагает начать варить зелье. 
Только магия спасет нас от этой неожиданной зимы.

Victoria Marchenkova, Kseniya Sorokina

Открытие в Музее современного искусства "Гараж". Виктория Марченкова, Ксения Сорокина © Сергей Савенков

Оставляю нескольких друзей ночевать у себя после открытия в "Гараже". В 6 утра одна моя гостья просыпается и спрашивает: "Ты чего не спишь?" Я сижу на сайтах интернет-магазинов. В 6 утра очередного холодного дня наступает момент, когда ты начинаешь ценить выложенные в Интернете коллекции с подробной информацией о ценах и составе. Моя тактильность просто не переносит акриловое волокно, но не хочется тратить даже час на пустые прогулки, чтобы обнаруживать его в шарфе (Bosco, стыдись!). Вовремя купленная теплая одежда культурные предпочтения определяет несомненно. 
А сегодня выпал снег. Нового пальто не случилось, хожу в прошлогоднем. Но редко: сейчас вообще предпочитаю работать дома. Слушаю английские барочные арии, мечтая о культуре теплых стран.