Поиск

Даешь конструктивизм!

"Если убрать из занятий человека все относящиеся к извлечению прибыли, останется лишь искусство"

Текст: Buro 24/7

Искусство должно служить производству! Забвение всему лепному и царскому. Искусство не ради «творить», а ради стремления к утилитаризму. Народная геометрия форм и лаконичность жилых коробок — вот она, идея первой половины 1930-х годов. Грустно и немного тоскливо дергается глаз от былого блеска позолоченных яиц Фаберже. Время, вперед! Новая красота — она в простоте.

Даешь конструктивизм! (фото 1)

Дом культуры имени И. В. Русакова, 1927—1929 гг.

Пионеры-конструктивисты отказывались от любых декоративных элементов. В основе идеи было торжественное воспевание форм, линейности, динамики простых конструкций. Четкость и чистота линий. Вертикаль нового, функционального метода проектирования при безусловном отрицании любого исторического вмешательства. Чистое начало.

Даешь конструктивизм! (фото 2)

МЭИ, корпус «Е», пандус, 1930 г.

Несмотря на советское рождение, конструктивизм активно поддерживался и развивался в Европе. Известный архитектор-конструктивист, товарищ Ле Корбюзье высказывал идею: «Дом как машина для жилья». Известный пример — общежитие «Дом-коммуна». 

Даешь конструктивизм! (фото 3)

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, 1930-е гг.

Пять опор в конструктивизме, сформулированных Ле Корбюзье. Или как догадаться, что перед нами творение функционалов.

1. Столбы-опоры.

2. Ленточные окна.

3. Cвободный фасад.

4. Свободная планировка.

5. Плоские крыши — сады.

Даешь конструктивизм! (фото 4)

Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, 1927—1929 гг.

Самое прекрасное, что мы, будучи наследниками такого уникального советского богатства, можем в данный день и час сделать фотокарточку напротив всех этих шедевров. Ведь все это дико близко и доступно для внимания.

Желание сфотографироваться приводит нас по узкой тропинке познания азов искусства к господину Родченко. А что же Родченко? Конечно, он был фотопионером конструктивизма. До сих пор лично для меня является желаемым подарком экзерсис  в дизайнерской полиграфии того времени. Черно-белые графические плакаты «Ленгиз» с прекрасной конструктивисткой Лилей Брик — верх эстетического наслаждения.

Даешь конструктивизм! (фото 5)

Даешь конструктивизм! (фото 6)

Даешь конструктивизм! (фото 7)

Лиля Брик ходит под руку с Маяковским, Маяковский, Родченко — все эти товарищи крепко и очень творчески дружат. Продуктивность талантов проявляется в агитплакате. Какое русское сердце не ноет от глянцевых линий на пожелтевшей бумаге! Конечно, каждое русское сердце ноет и каждые руки перелистывают на блошином рынке рекламные плакаты в стремлении найти тот самый, свой, повесить в рамку над шкафом с нежной тоской о советском прошлом, металлических подстаканниках и свежести пергидроли в парикмахерской «Чародейка».

Даешь конструктивизм! (фото 8)

Родченко А., «Ленгиз». «Книги по всем отраслям знания», 1925 г.

Даешь конструктивизм! (фото 9)

Родченко А., Маяковский В. «Читайте журнал «Молодая гвардия», 1924 г.

Даешь конструктивизм! (фото 10)

Лисицкий Л. «Клином красным бей белых», 1920 г.

Даешь конструктивизм! (фото 11)

Родченко А., Маяковский В. «Самый деловой, аккуратный самый…», 1923 г.

Даешь конструктивизм! (фото 12)

Лавинская Е. «Киноуголок. Из всех искусств, по-моему, самое важное — это кино», 1920 г.

Даешь конструктивизм! (фото 13)

Стенберг В. А., Стенберг Г. А. «Броненосец «Потемкин», 1929 г.

Для точек вдохновения и энергетической силы в обязательном порядке исследовать:

МЭИ, корпус «Е» — Красноказарменная ул., 14, Москва

ДК «Зил» — Восточная ул., 4, корп. 1, Москва

Дом-коммуна — Орджоникидзе ул., 9, Москва

Дом архитектора Мельникова — Кривоарбатский пер., 10, Москва