Новая жизнь Рейксмузеума в Амстердаме после 10-летней реконструкции

Modern Times. Photography in the 20th Century

"ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН"

В Амстердаме пьют шампанское: главный художественный музей Нидерландов открывает еще одно экспозиционное пространство — крыло Philips Wing. Таким образом окончательно завершается грандиозная реконструкция музея, которая длилась более 10 лет

Присоединенные квадратные метры первоклассных экспозиционных площадей Philips Wing предназначены для временных выставок из фондов Рейксмузеума и привозных проектов, гастролей крупнейших мировых музеев. Нынешнее открытие — настоящий подарок любителям истории фотографии, поскольку ближайший год до января 2015-го свежеоштукатуренные залы будут посвящены ХХ веку.

Большой выставкой — "Современные времена. Фотография в ХХ веке" — начнется интенсивная жизнь Philip Wing. И это беспроигрышный выбор. Коллекция музея — 20 тысяч снимков ХХ века (полное собрание включает 130 тысяч) — уже много лет не сходит с уст знатоков фотографии. "Мы готовились к этому моменту в течение долгих лет и с волнением ждем откликов, — говорит хранитель Рейксмузеума Ханс Розебум. — Наше собрание знают во всем мире благодаря большому количеству оригинальных снимков, многие из которых остались в единственном экземпляре. Последние 20 лет мы интенсивно пополняли фонд. Теперь, наконец, можем поделиться нашими сокровищами", — добавляет Ханс.

Мэрилин Монро на съемках своего последнего фильма "Неприкаянные" (The Misfits). Ева Арнольд, 1960

Идея состояла в том, чтобы показать этапы развития фотографии. Действительно, отбор требовал смелости и хладнокровия. На 400 снимках запечатлена вся история искусства светописи: появление цвета, развитие документальной схемки и, конечно, формирование фотографии как чисто художественной формы.

Разумеется, кураторы думали о том, чтобы подчеркнуть роль фотографии в фэшн-индустрии, рекламе и периодике ХХ века. Гости вернисажа шумно обсуждали снимки Брассая, Эда ван дер Элскена, "Олимпийского ныряльщика" Джона Гутмана, Льюиса Хайна, Уильяма Кляйна, узнавали ранние фотографии Жак-Анри Лартига с аэропланами, подолгу смаковали работы Жоэля Мейеровича, "Ограду моста" Ласло Мохоя-Надя, портрет Пегги Гуггенхайм, cнятый Маном Рэем.

Многие посетители не скрывали, что ждали эту выставку восемнадцать лет. Ведь нынешняя Modern Times. Photography in the XX Century является продолжением грандиозного показа фотографии, представленного музеем в 1996 году A New Art. Photography in the 19th Century.

Бесси Фонтенелли с сыном. Ричард Гордон Паркс, 1968

Целующаяся пара. Санне Саннес, 1937—1967

Обновлением всего ансамбля Рейксмузеума занималось испанское архитектурное бюро Cruz y Ortiz. Члены андалусского архитектурного общества, лауреаты многих международных премий Антонио Круc и Антонио Отис блестяще реконструировали основное здание Рейксмузеума. Philip Wing cпроектирован со вкусом и артистизмом. Задача перед архитекторами стояла непростая: само здание, возведенное на рубеже XIX и ХХ века, известно как "Дом фрагментов" (Fragment Building), потому что в него "вставлены" части исторических построек, находившихся в разных городах Нидерландов и снесенных в XIX веке. Например, в одном из фасадов эрудиты опознают фасад конюшен замка в Бреде. 

Олимпийская чемпионка Марджори Гестринг. Джон Гутманн, Сан-Франциско, 1936

Архитекторам предстояло убрать все наслоения последних лет, вернуть конструкции первоначальный облик, перенести центральный вход, расположить несколько важных публичных зон вроде нового ресторана, а также оборудовать девять музейных залов. Кроме того, попадая в Philip Wing, и профи, и профаны должны чувствовать, что музей на пике архитектурной моды, но дизайн не подавляет экспозицию и все помнят, что главное под этой крышей — развешенные на стенах шедевры.

Основное украшение интерьеров — роскошная деревянная лестница с историческими резными перилами и традиционный шахматный черно-белый пол. Белые стены оживлены аутентичными белыми барельефами. Главный дизайнерский шик музейных залов сконцентрирован в дверных проемах. Архитекторы придумали эффектные конструкции, которые, как патрубки, врезаются на стыке трех помещений, и выкрасили их в черный цвет. Cами залы решены предельно просто — белые стены, светлые деревянные полы и потолки со стеклянными полукруглыми сводами. Супертехнологичный свет встроен в потолок, что обеспечивает ровное, не слишком яркое освещение.

Grandview Motel, Нью-Мексико. Стив Фитч, 1949

Битва за Сайпан. Уильям Юджин Смит, 1944

‘Big face, front of Macy’s’, Уильям Клей, 1928

Парамарибо. Теодор ван Леливелд, 1895—1898

Мужчина, спящий на улице. Брассай, 1932—1934

Портрет Эммы. Ян Беннинг, 1954