Светильник в виде обугленной деревяшки и мебель из цельного куска металла: главные тренды выставок дизайна 2023

Этой весной прошли сразу три значимые для мира дизайна выставки — Stockholm Design Week в Стокгольме, CIFF-2023 в Гуанчжоу и Salone del Mobile Milano в Милане. Основатель бюро ARCHPOINT и архитектор Валерий Лизунов успел побывать на всех и специально для BURO. рассказывает о самых интересных событиях и ключевых трендах индустрии.


Валерий Лизунов

Российский архитектор, основатель бюро ARCHPOINT

Бюро ARCHPOINT специализируется на архитектуре, а также создании общественных и частных интерьеров в России и за рубежом. Среди его проектов более 300 ресторанов, в том числе Ivanka Александра Воробьева, Selfie, Peach Эмина Агаларова, Kaif Burger Моргенштерна, Zemlya Moscow, Geraldine Познера и Раппопорта. Многие проекты бюро завоевали престижные архитектурные награды, например, European Property Award, A'Design Awards, IAA. Бюро ARCHPOINT спроектировало первый в России храм в модернистском стиле, который отмечен международной наградой Faith and Form.

МАСШТАБ: СКРОМНЫЕ РАЗМЕРЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ВЫСТАВОК И ТРИУМФ КИТАЯ


Первое, что хочется отметить, — это уменьшение числа фабрик, которые участвуют в выставках. Тенденция характерна для всех мероприятий, на которых я побывал. В Стокгольм не приехали, по моим подсчетам, около 150 европейских фабрик, которые обычно выставляются там. Восемьдесят процентов стендов были шведскими, хотя обычно приезжают и голландцы, и французы, и итальянцы.

В Милане также удивили скромные размеры выставки. Мы смогли обойти практически все павильоны, которые хотели. В прошлые годы сделать это было практически невозможно. Еще обратили внимание на то, что многие фабрики выставлялись не на стендах в рамках выставки, а у себя в шоурумах — такой полузакрытый формат.

Светильники Beam

На этом фоне достаточно масштабной выглядит китайская выставка, на которой я, в отличие от итальянской и шведской, побывал впервые. Никаких ожиданий не было, скорее было любопытно. Открытием для меня стал тот факт, что китайские дизайнеры вообще существуют. Порадовал высокий уровень дизайна, концепций и так далее.

Дизайн интерьера Whygarden

АУТЕНТИЧНОСТЬ, КОЖА И РЕСАЙКЛИНГ


Если сравнивать выставки по содержанию, то я бы сказал, что Китай (я говорю не про пресловутые китайские подделки, а именно про работу дизайнеров) стремится к европейской стилистике, беря за основу аналоги из той же Италии, Скандинавии, но пытается при этом сохранять самобытность, аутентичность. Во всех вещах прослеживается история.

Дизайн интерьера Maxalto

Что касается итальянского дизайна, то, как я уже сказал выше, он ощутимо развернулся в сторону Скандинавии. Я бы сказал так: итальянские дизайнеры стали более скандинавскими, чем скандинавы — итальянскими. При этом Италия все равно осталась приверженцем высшего уровня качества материала: тканей, кожи, металла, шпона, камня. Для итальянского дизайна качество по-прежнему имеет огромное значение.

А скандинавские дизайнеры все больше уходят в ресайклинг, технологии 3D-печати. При этом стало заметно стремление к премиальной отделке, более качественным материалам.

Дизайн интерьера Juul
Подставка Tianwu Newage

СВЕТЛАЯ СТОРОНА


Свет стал, если можно так сказать, более человечным, менее незаметным. Источники детально проработаны, имеют свою философию. Фабрика Lladró представила очень необычную подсветку — цветную, в чем-то даже театральную, как будто дизайнеры вдохновлялись японской стилистикой аниме. Интересные находки были у Luceplan — гигантская люстра с маленькими светильниками, напоминающая новогоднюю елку.

Люстра Lladró

Порадовало то, как развиваются светодиодные технологии — светящиеся криволинейные поверхности и плоскости. Все довольно нарядно, необычно выглядит. Очень много концептуального, интересного света сегодня в Китае. Например, светильник, который выглядит как обугленная деревяшка. Когда на него дуешь, он светится. Или бра с лампочкой, в цоколе которой налита вода. Трясешь лампочку — и получаются красивые блики.

В интерьерах, созданных шведскими дизайнерами, световые решения играют чуть ли не решающую роль. Световые пятна ненавязчиво расставляют акценты на предметах мебели, не отвлекая на себя внимание. Но есть и отдельные произведения искусства, как, например, деревянный торшер, который я для себя назвал квинтэссенцией скандинавского минимализма: гнутое основание, внутри которого проходит провод, заканчивающийся обычной лампочкой. В этом все: и простота, и функциональность, и скандинавская философия.

Люстра Luceplan
Светильники Femo Design Studio

СМЕЛЫЕ ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ И ОФИС-СПОРТЗАЛ 


С выставки в Милане самым запоминающимся стал яркий, флуоресцентный зеленый диван от Baxter. Им удалось создать такой вау-эффект, никто не ожидал подобного — очень смело и даже дерзко. Большое впечатление произвело необыкновенное разнообразие смесителей от Gessi. Совершенно безумные, необычные сочетания цветов и материалов (оникс, дерево, металл, латунь) сделали этот обыденный предмет настоящим произведением искусства, которым можно не только пользоваться, но и любоваться.

Диван Baxter

Из Стокгольма, помимо удивительных идей ресайклинга, привез интересные впечатления об эргономичной офисной мебели Offecct: офисные столы с регулировкой высоты, которые позволяют корректировать осанку, стулья, похожие на тренажеры из спортзала. Основная идея в том, что время, проведенное на работе, должно быть полезно для здоровья сотрудника. Тогда он может быть более продуктивным.

Смесители Gessi
Офисная мебель Offecct

И еще один очень эклектичный и в то же время гармоничный предмет — барный стул Reunited. Удивительно сбалансированное сочетание велюровой обивки, удобной спинки и уютного мягкого сиденья с декором из бамбуковой бахромы. И конечно, смелые сочетания цветов — такая визитная карточка скандинавского дизайна: кирпичный цвет сиденья и спинки и розовый — массивного основания.

Барный стул Reunited

МЕБЕЛЬ ИЗ ЦЕЛЬНОГО КУСКА МЕТАЛЛА


Интерьер Biaodian Furniture

На выставке в Китае особенно поразила мебель — стол и стулья, сделанные из цельного куска металла, весят около полутонны, сдвинуть невозможно. Сначала мне показалось это чересчур громоздким, вычурным. А потом начал размышлять и понял, что в этом есть определенная философия: есть вещи, под которые человек должен подстраиваться, если хочет их использовать для своей пользы.

А еще Китай удивил меня тем, что там, на самом деле, в настоящей дизайнерской среде давно нет того знаменитого ширпотреба, о котором мы привыкли отзываться уничижительно. Да, многие фабрики копируют европейские образцы, но делают это на высоком уровне. Очень хорошо выполнена строчка на тканях, используются качественные материалы с прекрасной обработкой, которая не выглядит дешево. Обратила на себя мое внимание компания, занимающаяся обработкой камня. Они работают с европейскими архитекторами с мировым именем. Оказалось, что и сам камень они привозят из Италии. Вот так мы и закольцевали сюжет.

Фрагмент интерьера Biaodian Furniture
Люстра ING

24.05.23, 17:17

  • Фото: личный архив Валерия Лизунова