Новаторский дизайн из Голландии: одежда и обувь будущего

"Человек и индивидуальность"

Возможно, по московским мебельным магазинам этого и не скажешь, но вообще-то Голландия по уровню развития дизайна занимает одно из первых мест (если вообще не первое) среди всех стран мира

Ежегодная Голландская неделя дизайна в Эйндховене (Dutch Design Week, www.ddw.nl) отлично это показывает. Там любому, даже случайно забредшему гостю, становится очевидно, что дизайн в Голландии не является достоянием элиты, а предназначен для всех и каждого.

В дизайнерских шоу-румах, фотографии которых слушателями моих курсов воспринимаются как экстравагантные, полно тетенек с детьми, присматривающих мебель в спальню для подросшей дочери или подарок для соседки. Они пробуют полежать на, прямо скажем, не самых рядовых на вид кроватях и смотрят на ценники. Во дворах бывших промышленных зданий пары с маленькими детьми, подвижные старики и старушки, а также море молодежи пьют кофе, пиво, едят бутерброды и охотно отвечают на вопрос, почему они сюда пришли-приехали, примерно в следующем духе: "Здесь весело, много интересных людей и впечатлений. Я каждый год сюда приезжаю".

Claire Humen

При этом многие выставки или стенды, собирающие вокруг себя толпы народа, очень далеки от того, чтобы удовлетворять какие-то насущные потребности публики. Например, в выставочном центре Klokgebouw больше всего людей останавливалось у небольшой выставки работ Watch our Steps, где исследовательский и образовательный институт SLEM из голландского Валвейка собрал выпускные работы дизайнеров обуви из разных профильных учебных заведений со всего мира (из Голландии, Бельгии, Италии, США, Израиля, Японии и Китая).

Peter Popps

Ботинки Клэйр Хьюмен с платформой в ракушках и жемчужинах вызывали, в основном, умилительные улыбки, а вокруг садомазохистских сапожек с шипами и шнуровками Питера Поппса разгорались нешуточные дебаты. Большинство этих работ были похожи на произведения искусства — что-то напоминало Малевича, что-то Мондриана, а что-то — Густава Климта, и далеко не в любых из представленных сапог и туфель вообще можно было бы пройтись, но то, что фантазии их авторам не занимать, и они умеют мыслить неожиданно и видеть прекрасное даже там, где его трудно разглядеть — бесспорно.

Nienke van Dee

Все выставленные работы участвовали в конкурсе Global Footwear Design Award, который проводится институтом SLEM уже во второй раз. В этом году победила 23-летняя голландка Нинке ван Де из института искусств ArteZ в Арнхеме — ей удалось произвести впечатление на жюри оригинальным, нешаблонным использованием материалов и своеобразием своего дизайна, который, как сочли специалисты, силен не только с креативной, но и с коммерческой стороны.

Приз зрительских симпатий получил студент бельгийской SASK Бруно Тансенс за эффектную коллекцию обуви с графичными рисунками.  

Bruno Tansens

Не менее провокационной была и выставка Future Fashions в Kazerne, "Казармах" — новом комплексе реконструируемых зданий, который грозит стать одним из главных дизайн-центров в Эйндховене. Показанная на выставке одежда — это не в чистом виде мода и не просто плоды художественного воображения, это эксперименты с ремесленными техниками, научными и технологическими инновациями, которые прокладывают путь к будущему моды. Причем результат часто определялся именно техникой, будь то традиционный вид рукоделия, новый материал, вторично переработанный или созданный специально для конкретной вещи, или радикально новая техника изготовления вроде 3D-печати, или все вместе. И, как говорят сами организаторы выставки, ее единственная цель — это вдохновить бизнес-сообщество и дизайн-сообщество на дальнейшие подвиги.

Экспонаты выставки Future Fashions в Kazerne

Экспонаты выставки Future Fashions в Kazerne

Экспонаты выставки Future Fashions в Kazerne

Не меньше интересных предметов одежды и аксессуаров, которые вызывали такое же любопытство у зрителей, было и на выставке выпускных работ Академии дизайна Эйндховена — главного в Голландии профильного учебного заведения. Там не учат на дизайнеров моды, интерьера, мебели или дизайнеров-графиков. Образование дается по направлениям: человек и движение, человек и жизнедеятельность, человек и отдых, человек и коммуникация и т.д. 

Мода чаще всего попадает в раздел "Человек и индивидуальность", и как раз в этом разделе были представлены несколько интересных работ. Проект Precious Skin Виктории Ледиг сфокусирован на том, чтобы показать всю красоту натуральной кожи в изделиях — сумках, вместо того, чтобы закамуфлировать ее, как это часто бывает. Для этого Виктория взяла те части животных, которые чаще всего отбраковываются (уши, хвосты), и подчеркнула их формы в формах своих сумок и аксессуаров.

Другая студентка, Ренске Вербек, тоже сосредоточилась на естественных особенностях кожи — ее морщинах, жировых складках, разнооттеночности — и постаралась следовать этим неправильностям и увидеть в них красоту. Которую и воспроизвела в коллекции кожаных сумок Leather Nudes. "Мы носим сумку, прижимая к телу и делая ее таким образом частью тела, как будто это еще одна конечность", — читает Ренске.

Коллекция кожаных сумок "LEATHER NUDES", Renske Verbeek

Renske Verbeek

Renske Verbeek

Renske Verbeek

Коллекция кожанх сумок "PRECIOUS SKIN", Victoria Ledig

Сумка "Sleep Over", Lisa Lagemaat

Сумка для котов "THE TRAVELLING CAT", Regina Mol

Сумка для котов "THE TRAVELLING CAT", Regina Mol

Ольга Косырева

03.12.13, 10:00

  • Фото: Пресс-служба Design Academy Eindhoven. Пресс-служба SLEM. Chloë van Diepen