Мода советской молодежи 80-х в фильме «Курьер»

«Хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом магнитофон и маленькая собачка»

 

 

Проблема отцов и детей актуальна для любого исторического периода и для каждой страны. Оду перестроечному поколению Шахназарова пересматривают и цитируют до сих пор. Как и любая вечная классика, фильм «Курьер» перекликается с современностью, а мы рассказываем, как именно.

 

 

 

 

Москва, 1985 год. Главному герою Ивану семнадцать лет, он только что окончил школу, но совсем не спешит взрослеть по традиционному сценарию. Юноша словно не заинтересован в своем будущем и потому без сожалений проваливает экзамены, отшучиваясь от хлопочущей вокруг него мамы. Она же устраивает Ваню курьером в журнал «Вопросы познания», который недвусмысленно сообщает нам главную тему фильма. Ваня будет пытаться познать себя, своих сверстников и старших. В истории уже было и потерянное поколение, и разбитое, но к какому же относится он сам? Тинейджеры 80-х, как и нынешние, прогуливают важные дела, предпочитая покататься на пенни в парке. Отличие разве в том, что последних стало в разы больше и их больше не привозят в качестве жуткого дефицита. Взрослые хоть и разочарованные в социализме, побаиваются своих подрастающих детей без каких-либо ориентиров. По-коммунистически красные акценты в виде сумки мамы, галстука папы, блузки его новой пассии, футболки профессора, брюк Кати обходят Ваню стороной. Он, как настоящий антигерой, предпочитает черный.

 

 

По заданию редакции Ваня отправляется в дом профессора, где знакомится с его дочкой Катей. Там Ваню ждут драматургические конфликты с новой для парня с окраины прослойкой интеллигенции. Пропасть между этими социальными группами начинается с малого, с бытового. Ваня носит простые однотонные свитера и рубашки. Самый нарядный его комплект — рубашка в клетку, издалека напоминающую Burberry, и полосатый джемпер поверх нее. Катя же под стать отцу щеголяет в фирменном костюме аdidas, дома спокойно носит свитер с ручной вышивкой, а на семейное застолье надевает взрослое платье из люрекса. Стилистический разрыв между хулиганом и принцессой был сделан намеренно, однако стоил автору нервов и времени. Подбор редкой импортной одежды даже для создателей фильма был трудоемким процессом, что уж говорить об обычных людях. Вещи для Кати искали по знакомым, что-то одолжила даже жена режиссера. С подбором Ваниного гардероба дела обстояли проще, да только он не соглашался на все подряд. Юноша не был профессиональным актером, зато обладал упертым характером и бунтовал против смешной панамы или странной куртки. Круг общения Кати и Вани разный, но подростки что из техникума, что из МГУ, одинаково сильно хотят выглядеть модно. Начесы, оверсайз, крупную бижутерию можно разглядеть по обе стороны классовой баррикады.

 

 

И без того болезненный разрыв поколений совпал еще и со сменой системы ценностей. Пусть медленное, но падение железного занавеса знакомит советских людей с заграничной культурой. Катя, наслушавшись своего саркастичного друга, шокирует родителей честным признанием «хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом магнитофон и маленькая собачка». Однако для Вани провокация старших меркантильными разговорами — лишь забава, а не план на будущее. Поэтому он без колебаний снимает присланное отцом из Африки пальто и дарит своему другу. «Носи — и мечтай о чем-нибудь великом», — говорит главный герой — не только Базину, но и зрителю.

 

 

Дарья Блинова

12.07.18, 15:14