Как повторить культовый образ: Вивьен Вествуд и воплощение панка

Как Малькольм Макларен помог Вествуд найти свой стиль

Неизвестно, узнал бы мир ту самую Вивьен Вествуд, бунтарку и, как ее принято сейчас называть, «бабушку панк-революции», если бы не ее знаменательная встреча с Малькольмом Маклареном в 1965 году. Будущая фэшн-легенда родилась в крохотном городке Глоссоп в графстве Дербишир, после переезда вместе с семьей в Лондон вышла замуж за Дерека Вествуда и некоторое время работала учительницей. В своей биографии Вивьен Вествуд рассказывала, что всегда была бунтаркой и пыталась идти против правил, — можно считать, знакомство с Маклареном раскрыло ее потенциал на максимум.

Вествуд вспоминала, что Макларен был эгоистичным провокатором, зацикленным на себе и собственном успехе, умело использующим людей: от самой Вивьен до основанной им группы Sex Pistols, которая изначально была для него исключительно коммерческим проектом. Даже способности Вествуд к дизайну одежды Макларен использовал в целях наживы — когда в 1971 году открыл в Лондоне по адресу Кинг-роуд, 430, магазин Let it Rock (впоследствии он назывался Too Fast to Live, Too Young to Die, затем Sex, а еще позже — Seditionaries), где продавались среди прочего ее коллекции. Несмотря на тяжелые отношения с эмоциональным абьюзером, для Вествуд союз с Маклареном означал пространство для высвобождения творческой энергии, с которой начался ее роман с панк-культурой длиною в жизнь. «Я буквально вцепилась в Малькольма, потому что для меня он был человеком, открывшим дверь в новый мир, — говорила она. — Казалось, он знал все, что мне было нужно в то время».

В 1974 году, когда было решено переименовать магазин в провокационный Sex и продавать в нем околофетишистские наряды вроде бондажных штанов и латексных юбок, Вествуд практически стала его живой витриной, идеальным олицетворением панка первой волны: «Для меня панк-движение было словно пришествие мессии — наконец кто-то мог вставить спицу в колесо системы». Как известно, панк стал реакцией «рассерженных молодых людей» на неоправдавшийся оптимизм 1960-х, а также нездоровый социо-экономический фон в стране (кстати, считается, что Макларен «привез» бунтарские идеи и антиэстетику панка в Лондон из Нью-Йорка, подсмотрев их у исполнителей вроде New York Dolls и Ричарда Хэлла). Вивьен и Малькольм, в свою очередь, способствовали, как бы сейчас сказали, распространению хайпа — их магазин в момент стал одним из самых популярных у местной молодежи.

Вествуд встречала посетителей в футболках с изображением королевы, в губе у которой красовалась булавка (позже дизайнер объяснила идею такого кастомайзинга: «Я хотела как бы посвятить ее в наши панк-ряды»), рваных майках со свастикой и лозунгом «Destroy», нарядах, больше напоминающих костюмы для БДСМ-практик, полупрозрачных комбинезонах из резины и костюмах в клетку тартан. Будучи частью субкультуры, живя в ней, Вествуд, как и другие преданные участники движения, одевалась в соответствии с принятыми кодами: выделяться, олицетворять борьбу с системой, визуально нивелировать принципы классового разделения и провоцировать шок у достопочтенных граждан, смирившихся с насаждаемыми государством идеалами. И даже если допустить, что для Вествуд, как и для Макларена, приверженность панку была еще и способом заработать, негатива это не вызывает. В конце концов, она всегда стремилась идти против системы, просто в определенный момент у нее появилась возможность построить на этом свою карьеру.

 

Ирина Дубина

10.11.17, 15:35

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: ullstein bild / Mirrorpix / Michael Putland / Franziska Krug / Robin Platzer/Twin Images / Dave M. Benett / gettyimages.com