О чем будет Met Gala 2019 и причем тут Сьюзен Зонтаг

5 основных идей эссе писательницы, которые помогут понять тему следующего бала Met Gala

Сегодня ночью стала известна тема следующего бала Met Gala. Она звучит как «Camp: Notes on Fashion» и посвящена эстетике кэмпа. В анонсе тут же уточняется, что выбранная тема отсылает к эссе критика и писательницы Сьюзен Зонтаг, оно так и называется — «Заметки о кэмпе», вы без труда найдете его в интернете. Мы выделили пять основных идей Зонтаг, которые объясняют, что же такое кэмп.

 

 

Кэмп — это форма, которая победила содержание

 

 

Под кэмпом Зонтаг подразумевает победу формы над содержанием. Это не значит, что кэмп приравнивается к красоте, и не значит, что за формой нет содержания. Кэмп — это особый взгляд, который фокусируется именно на эстетической оболочке вещей, не придавая содержанию никакого значения. Если говорить об искусстве, кино, моде или дизайне, то кэмп чаще всего декоративен и очищен от какой-либо серьезной смысловой нагрузки. В этом плане кэмп максимально маргинален.

 

 

Кэмп — это преувеличение и искусственность

 

 

Кэмп восхваляет искусственность — причем во многих смыслах. Он должен существовать в отрыве от природы, он должен быть «слишком», он должен быть театрален. Стиль в кэмп-объектах включен на такую громкость, что объекты в какой-то степени перестают быть тем, чем они изначально должны быть, — мы начинаем видеть и ценить в них их гипертрофированную декоративность. Да, кэмп — это преувеличение, но это не равно плохому вкусу. Кэмп вообще, как говорит Зонтаг, «предлагает для искусства (а также и жизни) некий иной — дополнительный — набор стандартов», где нет деления на «хорошее» и «плохое». Более того, «кэмп утверждает: в плохом вкусе есть свой хороший».

 

 

Данте Габриэль Россетти, «Венера Вертикордия». 1864

 

Уильям Моррис, «Прекрасная Изольда». 1858

 

 

Наиболее полный кэмп-образ — андрогин

 

 

Кэмп стирает границы между полами и превозносит женственное в мужественном и мужественное в женственном. Для кэмпа бóльшую ценность, чем стандартизированная половая принадлежность, имеет утонченная сексуальность и утонченные удовольствия. Поэтому кэмповским идеалом Зонтаг называет андрогина. Одновременно с этим кэмп — это и стереотипная, кипящая сексуальность.

 

 

Серьезность, трагедия и злобный цинизм — это не про кэмп

 

 

Кэмп противопоставляет себя всему серьезному — кэмп любит беспечность и легкомысленность. Кэмп не имеет ничего общего ни с высоким искусством с его ценностями и моралью, ни с авангардом, в котором острее всего ощущается напряжение, отрицание высокого искусства, зашкаливающая страсть и неразрешимые проблемы человечества. Кэмп, пусть иногда кажется серьезным и даже пафосным, выбирает иронию и игру. Чистый кэмп всегда наивен и невинен, а идеальная среда для него — поп-культура и искусство для масс.

 

 

Данте Габриэль Россетти, «Сон наяву». 1880

 

Данте Габриэль Россетти, «Леди Лилит»

 

 

Кэмп тесно связан с гомосексуальностью

 

 

Кэмп не существует строго в рамках гомосексуального сообщества, но именно в нем он расцветает особенно пышно. Зонтаг пишет, что «гомосексуалисты в основном составляют авангард и одновременно самую чуткую аудиторию – кэмпа». Почему? Потому что это сообщество особенно чутко в своем мировосприятии и обладает огромным творческим потенциалом. А когда дело доходит до желания социальной справедливости, признания и интеграции в мейнстрим, кэмп разряжает обстановку и превращает все в легкость и игру. Наконец, не забываем, что кэмп — это страсть к театральности, декоративности и переодеваниям, то есть всем эстетическим слагаемым большой части квир-комьюнити.

 

 

Что же такое кэмп?

 

 

Расцветом кэмпа можно считать конец XVII — начало XVIII века, эпоху барокко и рококо, золотой век Версаля и образа жизни, который вели его обитатели. В XIX веке все это уступило место строгости и сдержанности, а потом кэмп вернулся в гипертрофированной декоративности ар-нуво и Соборе Саграда Фамилия, андрогинных и хрупких персонажах художников-прерафаэлитов, первых звездах кино и популяризации «плохих» фильмов, несовершенной актрисе с искупляющей все бесполой красотой Грете Гарбо и культуре болл-румов 80-х.

 

 

Пожалуй, теперь вы понимаете, почему в числе сопредседателей Met Gala 2019 будут Леди Гага, Гарри Стайлз и — внимание — креативный директор Gucci Алессандро Микеле.

 

Катя Мячикова

10.10.18, 18:08