Чего ждать от сервиса Apple Music?

Прогнозы экспертов

Прямо сейчас компания Apple запускает собственный сервис Apple Music. Чтобы понять, что после этого изменится, мы встретились с двумя экспертами и поговорили о прошлом, настоящем и будущем Apple, а заодно и всей музыкальной индустрии

«У каждого свой путь к музыке. Все они начинаются здесь» — сообщает официальный сайт корпорации Apple. Увидеть собственный — и даже сразу по нему пойти — можно будет уже сегодня после 8 утра по тихоокеанскому времени (шесть вечера по Москве), когда в Калифорнии Apple наконец запустит свой сервис Apple Music. После того как в начале июня его презентовали на конференции WWDC, разговоров в индустрии только и было о том, как новый стриминг изменит расстановку сил. Мы решили не гадать, а расспросить профессионалов. И для этого встретились с главным экспертом консалтингового агентства в сфере музыки InSimple Алексеем Николаевым и создателем системы администрирования объектов интеллектуальной собственности Heaven 11 Владимиром Филипповым. Но сначала немного о фактах.

В честь запуска Apple Music дарит всем своим пользователям подписку на три месяца. После ее окончания пользоваться сервисом в России можно будет за 169 рублей в месяц. За эти деньги аудитория получит не только подписку на артистов в Connect и их материалы, а также сохранение и воспроизведение композиций из него, но и прослушивание музыки из медиатеки Apple Music без всяческих ограничений, доступ ко всем радиостанциям и рекомендации музыкальных экспертов, которые в наш век дорогого стоят.

А теперь передаем слово профессионалам.

ОБ ИСТОКАХ

Владимир Филиппов

«На самом деле сейчас все гадают: у Apple получится либо все, либо ничего. Чтобы лучше понять, чего ждать от Apple Music, стоит обратиться к истокам и вспомнить об основе философии корпорации. Она заключается в том, чтобы давать пользователям что-то уникальное, позволяя им почувствовать себя привилегированно. Стив Джобс всегда относился к этому с особенным пиететом. Что касается музыки, он понимал, что настало время, появился пользовательский опыт, — дело было в 2003 году, когда запустили iTunes Music Store. Apple старался создавать максимально удобную пользовательскую среду, но зарабатывать при этом не на ней, а на «железе». На iTunes он зарабатывать не собирался и с легкостью пожертвовал маржинальностью, чтобы привязать к себе аудиторию. Нет ни одного другого музыкального магазина в мире, который так скрупулезно относится ко всему, что туда поступает, — проверяют каждую единицу контента. Все это дает возможность создавать продукт, который отличает компанию от других».

Алексей Николаев

«Изначально лейблы не хотели давать музыку  iTunes, и тогда Стив Джобс обратился к основателю CD Baby (CD Baby — дистрибьютор независимых артистов. — Прим. ред.) Дереку Сиверсу и быстро наладил процесс. Потом Apple сказал, что предпрослушивание будет не полминуты, а полторы, и индустрия возмутилась. В результате же все стало так, как собиралась сделать корпорация, — в общем, факты налицо».

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

Алексей Николаев

«Первая отличительная черта Apple Music — то, что это сервис, позволяющий музыкантам получить весь тот объем информации, который есть у площадки, в собственное пользование. В частности, у них появится возможность получать общую статистику, понять, что происходит вокруг, кто популярен в их же жанре в других регионах, а с кем придется конкурировать здесь и сейчас. У других сервисов такой возможности нет.

Участникам рынка это даст равные возможности по продвижению своего контента, по коммуникации со своей аудиторией, по росту собственных фанбаз и, соответственно, по монетизации музыки».

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ

Владимир Филиппов

«Что последует за тем, как запустится Apple Music? Об этом сейчас и спорит вся музыкальная индустрия. Когда объявили о сервисе, предложение участникам индустрии звучало примерно так: «Давайте перестанем кормить дармоедов». Apple упрекнули другие стриминговые сервисы в том, что они наживаются на артистах, ничего им не платя. Это была провокация и камень, брошенный в воду. Они привлекли внимание к себе и объяснили, что не будут давать музыку бесплатно. Давать музыку бесплатно — порочная практика: музыканты нищенствуют, лейблы закрываются. К слову, Apple не стал сразу же хватать какие-то конкретные примеры о том, что исполнители изъяли что-то у конкурентов, и тыкать ими. Они просто сказали, что это неправильно. Этим они планировали убить сразу двух зайцев: привлечь к себе внимание не только аудитории, но и правообладателей тоже — и этой цели они добились. Но вторая цель не была достигнута — пообещав всем платить за музыку, они попросили у индустрии три месяца бесплатно. И тут уже поступила ответная реакция.

Apple посмотрел на всеобщее недовольство и сказал: «Ок, мы заплатим». Это то, чего от него никто не ожидал. Все думали, что они начнут торговаться, оправдываться, а они просто посмотрели на весь этот бардак и сказали, что решили заплатить. И после этого индустрия пришла в себя и задалась вопросом, почему Apple так легко на это пошел. Факты оказались такими: в мире 400 миллионов пользователей iPhone. Если каждый пользователь iPhone подключится к Apple Music, — а это сделают все, поскольку первые три месяца бесплатны, — то потом они перейдут и на платную подписку. Учитывая философию Apple, которую они проповедуют, и то, как они формируют свой продукт, не приходится сомневаться, что с чужих приложений пользователи тут же пересядут на продукт Apple. Эстетика, культура корпорации выхолащивались десятилетиями — они воспитывали своего пользователя на протяжении нескольких десятилетий. И у многих не будет смысла продолжать пользоваться Spotify».

Алексей Николаев

«Роли компаний в музыкальной индустрии меняются. Если в свое время лейблы  искали талантливых музыкантов и давали им возможность записаться, то теперь они скорее занимаются дистрибуцией и маркетингом. На самом деле лейблам придется вернуться к истокам и начать выращивать артистов, а не просто лицензировать, иначе они потеряют своих артистов. Любой исполнитель, чтобы быть услышанным, должен найти своего менеджера, своего продюсера, свой лейбл. Того, кто потратит время и деньги, чтобы его услышали. И если раньше конкуренция была просто высокой, то сегодня она высока в гипертрофированном масштабе. В эпоху музыкального мусора хорошим музыкантам сложно пробиться, так что лейблы полностью не исчезнут».

О ТОМ, ЧТО APPLE MUSIC МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Алексей Николаев

«Что касается нашей действительности, здесь закономерно возникает вопрос: «А как же "В Контакте"?». Ведь у нас нет Spotify — основного конкурента Apple Music в мировом масштабе, так что на региональном поле в соперниках как раз эта социальная сеть.  Люди часто слушают музыку «В Контакте» из-за чужих плей-листов. И тут-то можно вспомнить о системе рекомендаций Apple Music. Выигрывает тот, кто сильнее увлечет пользователей. Цена внимания не бесплатность, а интерес аудитории. Во всем информативном вале сегодняшнего дня нам нужны провайдеры. Те, чьему выбору мы доверяем. Именно поэтому Apple запускает радио с лучшими редакторами.

Очевидно, что с сегодняшнего дня начнется совершенно новый этап коммуникации».

Владимир Филиппов

«Apple Music — это такая завершающая часть целой экосистемы Apple, позволяющая не переключаться на другие стриминговые сервисы, а пользоваться исключительно продукцией этой корпорации. А зная, насколько у нее лояльная аудитория, можно смело утверждать, что таких людей наберется немало. Для всех уже стал данностью тот факт, что скачивание музыки подходит к концу. И как только Apple полностью выстроит работу своего сервиса, большинство окончательно перестанет пользоваться скачиванием, поскольку Apple Music дает возможность слушать музыку офлайн».