«Хочу выдохнуть и переключиться»: Катя Павлова — о предстоящем (и последнем) альбоме «Обе Две»

Сегодня группа «Обе Две» презентует первый сингл «Мальчики закончились» с предстоящего альбома «Циники», который будет доступен для прослушивания уже 20 сентября. А 22-го коллектив отправится в большой тур по России. Новый альбом объявлен также и последним, поэтому мы созвонились с солисткой группы Катей Павловой, чтобы расспросить ее обо всех деталях, а следом — узнать о природе музыки, процессе исследования себя и причине смене вектора творческого пути.


20 сентября состоится релиз нового альбома, который получил название «Циники». О чем он?

Для меня это очень сложный вопрос. И, честно говоря, меня пугают авторы, для которых сформулировать «о чем альбом» легко. Смысл очень хрупок, и любым объяснением его можно опошлить или обезличить: мне не хочется так с ним поступать.

Мне бы хотелось, чтобы каждый увидел в нашей работе что-то личное. Я же сохраню свое ощущение музыки, не огрубляя его словами. Текст первичен, но когда он — часть моих песен. Поэтому, наверно, и не хочу подбирать дополнительные слова к тому, что уже имеет эту форму.


Принято считать, что новая музыка знаменует новый этап в жизни артиста. Так ли это в твоем случае?

Если мыслить от альбома к альбому, то в них, конечно, фиксируется определенная веха. Но сам процесс идет от обратного: скорее альбом — результат этого этапа. Песни особо не спрашивают, когда им писаться, и не ждут твоего разрешения.

Как правило, если нет внутренних серьезных процессов, то и песен тоже нет. «Циников» можно естественным образом привязать ко всему контексту, который происходит в последние полтора-два года. Много событий. У всех много событий, и большое количество авторов это сподвигло написать что-то новое, отличное от предыдущего.


Помогла ли работа над альбомом справиться с переживаниями?

Безусловно, это личный способ терапии. Надеюсь, не только мой, но и аудитории, которой наше творчество поможет что-либо прожить или объяснить самому себе природу некоторых вещей. Да, в какой-то степени песни помогают, но дальнейшие действия предпринимать необходимо.


С чего начался процесс создания новой музыки: первая заметка, мысль, эмоция?

Написание музыки — неконтролируемый и хаотичный процесс. Песни пишутся не в конкретной папке или тетрадке, а в том, что попалось под руку. Потом так же хаотично собираются в архив, а из него появляются на свет.

Скажу, что хоть как-то могу облечь в читабельные слова. Песня, с которой все началось, — «Фантазии». Это была наша первая съемная квартира в Анталии. Тогда впервые за полтора года я начала писать и думала: «Боже мой, от страха я пишу максимально легкомысленную песню». Представь: мы в панике бегаем по банкоматам, всюду истерика, а в это время у меня пишется что-то совершенно игривое. Тогда я заметила эту взаимосвязь: так срабатывала психика, некий инстинкт самосохранения.

Хотелось наряжаться, ходить на свидания, ведь ощущение, что завтра может глобально все закончиться, не покидало. Первичные желания — про праздник и радость прямо сейчас, про честную эмоцию, про настоящие чувства. От этого и начала писаться музыка. Такой она («Фантазии») и осталась — игривой и легкомысленной. Пожалуй, единственной подобной песней в альбоме. Но все равно в ней есть след чего-то ужасного.


Сегодня состоялся релиз открывающего альбом трека «Мальчики закончились». Почему он был выбран для этой роли и как был написан?

В тот момент у нас уже были забукированы концерты, билеты хорошо продавались. Когда дошло дело до репетиций, я поняла, что назначать их попросту не с кем. Нет ни первого, ни второго, ни третьего состава — а что же мы будем делать? Наши мальчики закончились. Тогда я решила собрать состав девочек, нашла гитаристку и барабанщицу. Зимой мы сыграли три концерта с ними: с Дашей Дерюгиной из группы «Комсомольск» и Светой Никулиной, которые позже объединились и создали совместный проект «Несладко».

Думаю, песня «Мальчики закончились» идеально погружает в историю альбома. Не все песни такие, отнюдь. Но эта — дает нужный контекст, в котором другие будут подсвечиваться, как бы нам того хотелось.


Жанр «Циников» ты определила как «мрачный литературный поп». Как появилась эта формулировка?

Термин «мрачный литературный поп» появился еще в прошлом альбоме «Мне это не подходит». Он родился из противоречия, когда для пресс-релиза надо было в очередной раз назвать конкретный жанр. Для пишущего артиста вопрос «В каком жанре вы исполняете музыку?» очень болезненный. В наше время все гибридное, а мы же, в свою очередь, такие сложные, многослойные, многогранные — ну как нас можно назвать одним словом?

Не скажу, что я целенаправленно выдумывала этот термин. В какой-то момент я просто произнесла слова: «То, что я пишу, — это мрачный литературный поп!» Но с «Циниками» мы начали шутить, что это уже мрачный литературный панк.


В своих ранних интервью процесс появления новой музыки ты называла божественным, так определяя ее природу. Удалось понять, как его провоцировать? Что делать для возникновения новой музыки?

Сейчас мне страшно неловко за эту высокопарную формулировку. Очень надеюсь, что контекст или хотя бы мой возраст тогда нивелировали все «божественное». Я очень чувствительный и довольно «бескожный» человек, для которого ввести себя в любое состояние не составляет труда. Труд — вывести себя из него. Мои романтические убеждения 10-летней давности в том, что нет никакой сложности в совмещении творческого начала («хочу», «несет», «пишу») с бытовыми обязательствами и семейной ответственностью, оказались ошибочными. Этот тумблер необходимо своевременно переключать.

Нет ничего проще, чем пойти в любой вид саморазрушения — вот и легкий доступ к песне. Сейчас и этого не нужно: жизнь довольно щедро подкидывает нам причины испытывать грандиозные рефлексии, изменения и рост души.


В прошлом году на фоне происходящего многие стали перечитывать антиутопии — «1984», «Мы», «451 градус по Фаренгейту», — но твои руки потянулись к «Циникам» Мариенгофа, которые позже вдохновили на написание альбома. Чем для тебя стало это произведение?

«Циники» — роман о любви во время чумы, который читался и перечитывался мной не один раз. Включила его импульсивно (читать времени нет с тех пор, как в моей жизни появилась одна маленькая девочка), и это было резко. Я просто поняла: надо переслушать «Циников».

Произведение для меня стало про подключение и сочувствие. Я подключалась ко всем персонажам, и, какие бы ужасные вещи они ни творили, испытывала сочувствие, как «я такое же», «теперь я понимаю почему». Вообще, когда ты живешь в комфортных, предсказуемых условиях, очень легко заниматься морализаторством. Когда же все оказываются в ужасе, очень меняются приоритеты, а вместе с ними и сам человек. Ты начинаешь сочувствовать тому, кого прежде мог осуждать, постепенно в нем находишь и себя. Главное — признаться себе в том, что ты тоже не «беленький».


«Циники» станут последним альбомом в истории группы «Обе Две». Как было принято это решение и что нам ждать от будущего проекта?

Не могу пока сказать, что будет, и не потому, что это секрет. Я хочу совершить все в логичной последовательности: завершить историю «Обе Две», а после этого выдохнуть, помедитировать и переключиться на что-то новое — потом придет и название, и форма.

Я не объявляю, что это последние концерты «Обе Две» — речь идет лишь об альбоме. Я уже не могу стоять под этими прекрасными, ироничными и детскими буквами. Тогда название было потрясающим: 2000-е, пикники, фестивали — все друг другу идеально соответствовало. Теперь для меня это смешно и миленько (я люблю, когда моя дочь смешная и миленькая, а сейчас я такой быть не хочу). Переходим к чему-то новому.

Мысль о смене названия со мной уже не первый год: я сомневалась, и меня все отговаривали, пока не был написан пост, где я заявила, что точно буду его менять. Конечно, в этом решении важную роль сыграл новый альбом. Слушаю «Циников» и понимаю, что они точно пойдут со мной дальше, но не в рамках концепции «Обе Две».


Можно ли в таком случае назвать новый альбом твоим личным исследованием себя?

Да, как и все мои альбомы. Они — результат нового этапа исследования, в котором главную роль играет не цель, а сам процесс. Хлебом не корми — дай позаниматься душевным селфхармом! Для меня нет высшего наслаждения и муки, чем написание песен. Хотелось бы, чтобы этот процесс никогда не кончался. Понимаю, что могу заниматься им сколько угодно, и делала бы это вечно, если бы у меня не было семьи и обязательств перед ней — настолько затягивает. В творческой части конечных целей нет. Они начинаются, когда песни обретают форму, становятся альбомом и мы приступаем к его оформлению и продвижению.

Почему-то сейчас хочется сказать, что я планирую дожить до 120 лет потому, что у меня много дел! А все мои дела — это исследование и процесс, процесс и исследование…


Может ли быть у этого финал?

Знаешь, у меня ощущение, что все только началось!

Василиса Кузьмич

06.09.23, 17:18

  • Фото: Евгений Рухлов