Synthposium — музыкальный фестиваль для продвинутых гиков

Кураторы и художники — о том, почему синтезатор круче электрогитары

Популярность музыкальных фестивалей в России продолжает расти, в то время как сами мероприятия меняются и развиваются крайне мало, буквально копируя друг друга. Несколько западных хедлайнеров, новые герои украинской сцены, московские инди-музыканты — все это «что-то напоминает» и музыкантам, и посетителям.

Каждый фестиваль — аттракцион полного дня, и для летнего досуга широкой аудитории едва ли можно изобрести что-то более подходящее. Вслед за тенденцией к объединению экспериментальной музыки, новых технологий и digital-искусства на мейнстримовых фестивалях Music Tech Fest и Ars Electronica и более нишевых вроде модного берлинского Atonal появляются и отечественные мероприятия. Наиболее достойным среди них можно назвать фестиваль Synthposium — в прошлом году мы ходили на него, чтобы послушать Эдуарда Артемьева, а в этом отправимся сразу за всеми пунктами программы.

Синтезаторы

Идея фестиваля, как и следует из названия, выросла из интереса к синтезаторам: несколько лет назад коллекционеры редких примочек и энтузиасты-музыканты объединились, чтобы обмениваться новыми идеями. Почему именно синтезаторы — вопрос логичный и объяснимый: как инструмент, на котором звук создается при помощи генераторов звуковых волн, он позволяет добиться наиболее широкой звуковой палитры. Помимо деления на аналоговые и цифровые, синтезаторы классифицируются по типу синтеза, что дает бесконечный простор возможностей для написания музыки. Рассуждая о популярности синтезаторов, изобретатель «Поливокса» и один из спикеров фестиваля Владимир Кузьмин говорит, что интерес к применению нетрадиционных средств генерации звука был всегда, начиная с 20-х годов ХХ века.

«Вспомните терменвокс Термена или фотоэлектрический синтезатор Мурзина АНС и их последователей. Выдающийся саундтрек к фильму "Солярис" написан полностью на советском синтезаторе АНС. В современных музыкальных стилях синтезаторы заняли лидирующие позиции из-за их универсальности и возможности подобрать свое звучание не только к определенному стилю, но и к конкретному исполнителю».

Новичку здесь будет непросто: разнообразие модуляторов, фильтров и усилителей крайне обширно, именно за этим сюда и приходят. Рассказывая об истории современных синтезаторов, один из спикеров фестиваля Андрей Орлов упоминает и Роберта Муга, представившего первый коммерческий синтезатор в 60-х, и особый интерес со стороны музыкантов в 80-е, когда продукция стала массово выпускаться благодаря фирмам Yamaha и Roland — их техника представлена на Synthposium и сейчас.

 

«К середине 80-х синтезаторы в поп- и рок-музыке стали настолько общим местом, что многие группы специально писали на конвертах своих пластинок: "Nosynthesizers used in making of this record", чтобы «отстроиться» от тогдашней повальной моды. Сейчас же, к 2017 году, история сделала полный круг и синтезаторы снова в глобальном тренде», — рассказывает Орлов. И тут же добавляет: 

«Продажи гитар в США и Европе в последнее время падают: теперь тинейджеры не репетируют в гаражах, а тихо сидят в своих спальнях в наушниках, сочиняя музыку на компьютерах и электронных девайсах».

Музыка

Основной частью фестиваля станет музыкальная программа, которая в течение всех четырех дней займет разные площадки: «Винзавод», завод «Плутон», ставший частью Artplay. В лайнапе больше 150 артистов, из западных хедлайнеров — модулярный евангелист Ричард Дивайн, электронный композитор Ульрих Шнаус, резиденты берлинского «Бергхайна» и «Ренаты» Сэм Баркер и Мехмет Аслан. Объединяет всех тот же критерий — интерес к технике и эксперименты с электронной музыкой. Британских артистов на фестивале курирует British Council: среди них одним из наиболее ожидаемых можно назвать Макса Купера.

Музыкант и художник с сильным научным бэкграундом, Купер известен своими экспериментами с техникой и софтом: музыкант использует синты в сочетании с популярной программой Ableton, а также сопровождает все живые выступления визуальным рядом и инсталляциями вроде Aether. По его мнению, интерес к подобным гик-фестивалям будет увеличиваться, а их популярность — возрастать. Несмотря на диджитализацию процесса создания музыки, Купер утверждает, что синтезаторы всегда будут использоваться. «Пока мы любим старые записи, мы будем любить и старые устройства».

Среди российских артистов в дневной и ночной программах — новые звезды местной техно-сцены вроде Никиты Забелина и PTU, записывающиеся на лейбле Нины Кравиц, московские диджеи OID и DZA, редкий гость вечеринок «Армы» Денис Казначеев и даже выбивающиеся на первый взгляд электропоп-коллективы Magnetic Poetry и Celebrine. Рассуждая об интересе к синтезаторам и массовости явления, DZA отмечает:

«Для меня показатель, что многие мои друзья, кто не занимается музыкой, покупают синтезаторы в качестве хобби и просто развлечения. Я уже не говорю о тех, кто зарабатывает музыкой на жизнь. Басисты и гитаристы тоже любят синты и драм-машины».

Арт

Параллельно с музыкальной частью в Synthposium большое внимание уделено арт-программе, которую курирует художник Мисак Самокатьян. Среди представленных артистов — малоизвестные для широкой аудитории Абрам Ребров, Ильдар Якубов, Галина Леонова, Екатерина Ширяева. Жанр работ более чем специфичный — на выставках в «Гараже» вы их вряд ли видели, хотя у каждого за плечами различные биеннале. Молодые художники работают с диджитал-артом, перформансом, кинетической скульптурой и интерактивными инсталляциями. Увидеть все можно будет в «Большом винном хранилище» на «Винзаводе», основной площадке фестиваля. Несмотря на разную серию, все они объединены программой «А=А?», подразумевающей и понятие абсолюта, и абстрацкию, и, конечно же, сам арт.

«Что действительно объединяет всех художников  — высокий уровень владения инструментами, с которыми они работают, и внимательное отношение к концепции. Всем участникам есть, о чем сказать, и они прекрасно общаются со зрителем посредством медиа, в которых работают»,  — рассказывает куратор и художник Мисак Самокатьян.

Сам он также принимает в ней участие как художник. Рассуждая о вдохновении, Мисак называет знания, накопленные человечеством, внимательное наблюдение за собой и своей реакцией на те или иные события и ситуации. Хотя медиаискусство — весьма специфичный жанр, куратор считает, что работы на выставке помогут зрителю научиться понимать его и любить: «Как говорил один из преподавателей в Школе Родченко, “чтение экспликации к работе — неплохой способ получения информации о работе”. Здесь работы более приветливы к зрителю — даже не читая экспликацию, вы сможете понять их».

Образование

Послушать о новых разработках и о том, как меняются синтезаторы сегодня, можно в рамках образовательной программы On Air, она пройдет на площадке Моковской школы кино и на «Винзаводе». Среди спикеров этого года на Synthposium выступят создатель синтезатора «Поливокс» Владимир Кузьмин, инженеры Алекс Пленингер и Вячеслав Григорьев, о работе которых можно будет посмотреть документальные фильмы, разработчик синтезатора Sputnik Modular Роман Филиппов, который представит свое новое изобретение. Говорить здесь будут не только про железо — композитор Ульрих Шнаусс порассужадет о том, как субкультурные течения становятся мейнстримом, а сообщество SoundArtist.ru проведет лекцию на тему «За пределами музыки: саунд-арт и новые медиа». Отдельным блоком выступят спикеры Mixmag, а также звукорежиссеры наиболее прогрессивных московских театров — Театра Наций, электротеатра «Станиславский» и Et Cetera. В этом году образовательная программа впервые выросла до столь высокого уровня, что подтверждают и сами кураторы фестиваля.

«Мы делаем большой акцент на образовании и том, чтобы дать возможность начинающим ребятам познакомиться поближе с теорией и закрепить ее на практике в непринужденной обстановке. Похоже, нам удалось найти этот нужный нерв, так как фестивалем заинтересовались многие иностранные издания и журналисты, которые приедут, чтобы посмотреть на все своими глазами», — говорит Мисак.

 

Фестиваль Synthposium пройдет с 24 по 27 августа на территории Центра современного искусства «Винзавод», в Московской школе кино и комплексе Artplay.

Полина Козлова

23.08.17, 18:06

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: архив пресс-службы