Дэвид Боуи, Джон Берджер и Дженис Джоплин: что смотреть на фестивале Beat Film Festival

Документальное кино, от которого не оторваться

В этом году Beat Film Festival поделил все вошедшие в программу фильмы на тематические теги. Так появились истории про искусство, спорт и миллениалов. Музыка, разумеется, тоже никуда не делась — Beat Film Festival все-таки начинался как фестиваль документального кино именно о музыке. Признаемся честно: выбрать из списка фильмов всего несколько — дело не из простых, смотреть хочется абсолютно все — но мы все-таки попробуем

«Дженис: маленькая девочка грустит»

Где: «Каро Октябрь»

Когда: 28 мая в 19:00, 3 июня в 21:00

Дженис Джоплин, чей голос, услышав раз, забыть невозможно, была особенной с детства — об этом вспоминают друзья, родственники и, разумеется, работавшие с ней музыканты, которые рисуют ее портрет в фильме Эми Берг. Со временем бунтарка из Порт-Артура, не желавшая быть как все и успевшая почувствовать себя изгоем, стала голосом поколения и кумиром миллионов, но от грусти и наркотиков спасти себя не смогла. Берг не стремится подтвердить статус Джоплин, никакого подтверждения он, ясное дело, не требует, но хочет рассказать историю той, которая любила весь мир, меняла многие жизни и слишком рано ушла, заполучив членство в «Клубе 27». 

«Времена года в Кенси: 4 портрета Джона Берджера»

Где: Центр документального кино, Мультимедиа Арт Музей

Когда: 29 мая в 17:00 (Мультимедиа Арт Музей), 31 мая в 21:00 (ЦДК)

Джон Берджер — человек-планета, а то и целая вселенная. Автор множества книг по истории и теории искусства, художник, арт-критик и режиссер, он редко выбирается из французской коммуны Кенси. Туда-то к нему и приезжают режиссеры документальной ленты, первая в числе которых — Тильда Суинтон. Она на правах старого друга Берджера открывает эту книгу в четырех главах, а вернее, временах года, с зимней Ways of Listening, проводя вечера с ним не только за разговорами, но и делами. Вместе с героем фильма она, например, чистит яблоки, параллельно обсуждая, как именно стоит обращаться с кожурой. Джон Берджер за каждодневными заботами, в контексте исторической эпохи (таким его нам показывает вторая часть, срежиссированная Кристофером Ротом) или в окружении семьи оказывается человеком будто бы хорошо знакомым, таким, с которым обсуждать яблочные шкурки и сотни других не менее важных вещей хочется всегда, прерываясь разве что на чтение его же книг. 

«Зигги Стардаст и пауки с Марса»

Где: «Каро Октябрь»

Когда: 29 мая в 20:00, 3 июня в 19:00

На Beat Film Festival Дэвид Боуи — герой постоянный. На этот раз в программе — «Зигги Стардаст и пауки с Марса», который ловит в кадре вечно стремившегося ускользнуть Зигги. Свой фильм Д. А. Пеннебейкер снимал в июле 1973 года во время концерта в лондонском Hammersmith Odeon, еще не зная, что это последнее явление космического Стардаста. Здесь есть все, что присуще концертным фильмам: кумир на сцене, ревущая у его ног толпа, зашкаливающая энергетика. Однако есть и кое-что кроме: сам Боуи, придумавший превратиться в Зигги Стардаста — вымышленного персонажа, оказавшегося более чем реальным. Того, по кому мы будем очень скучать. 

«Собачье сердце»

Где: Музей современного искусства «Гараж», Центр документального кино, Мультимедиа Арт Музей 

Когда: 28 мая в 19:00 (музей «Гараж»), 29 мая в 19:30 (ЦДК), 4 июня в 19:00 (Мультимедиа Арт Музей)

Историю, покорившую суровую публику международных кинофестивалей, художница и музыкант Лори Андерсон посвящает своему терьеру Лолабель, чья смерть становится поводом взять в руки камеру и поговорить: о жизни, ее завершении и всем, что между. В этом личном дневнике музыка и философия сплетаются с воспоминаниями, домашними видеозарисовками и записями о тех, кто поменял мир Андерсон. Ровно так же она своим дебютным фильмом меняет и наш. 

«Мэпплторп: только полюбуйтесь»

Где: Мультимедиа Арт Музей, Центр документального кино

Когда: 28 мая в 19:00 (Мультимедиа Арт Музей), 30 мая в 21:00 (ЦДК), 5 июня в 19:00 (ЦДК)

Художник, фотограф, друг и большая любовь Патти Смит, многим Роберт Мэпплторп знаком именно по ее книге «Просто дети». Своим искусством, равно как и жизнью, провоцировать он умел и не стеснялся, постоянно оказываясь в центре скандалов. Во многом благодаря стараниям Мэпплторпа фотография наконец-то перестала считаться чем-то попроще искусства и получила совершенно новый статус. С цветов он переключался на людей, исследуя своих героев — будь то орхидея или Энди Уорхол — с одинаковым вниманием, а обнаженную натуру снимал с холодной отчужденностью, превращая натурщиков в настоящие скульптуры. Фильм Фентона Бейли и Ренди Барбато — первый большой разговор о жизни и судьбе фотографа, место в которой нашлось и сложным отношениям с семьей, и юности в отеле «Челси», и газетной шумихе, и последним месяцам, посвященным борьбе со СПИДом. 

«Знакомиться с людьми просто»

Где: кинотеатр «МУЗЕОН»

Когда: 29 мая, 4 июня в 22:00

Программа фестиваля этого года предполагает отдельный раздел для тех, кто не успел, и тех, кому не хватило. Под тегом «Ретро» скрываются хиты Beat Film Festival прошлых лет, в числе которых, естественно, и «Знакомиться с людьми просто». Погружаясь в мизантропический мир Тома Йорка и его группы, режиссер Грант Джи следует за Radiohead в их разъездах по миру, фиксируя оборотную сторону рок-славы. Бесконечные интервью, походы на радио и общение с поклонниками даются Йорку непросто, а статус звезды интернационального масштаба смущает его явно больше, чем радует. 

«Олег и редкие искусства»

Где: Центр документального кино 

Когда: 5 июня в 17:00

Олег Каравайчук — петербургский пианист-легенда — отличается тем, что внимания публики не любит: перед самым началом концерта он может передумать, перехотеть или натянуть на голову наволочку, чтобы играть прямо в ней, поэтому то, что режиссеру Андресу Дуке удалось снять с Каравайчуком целый, ему же посвященный фильм, — не меньше, чем чудо. Он гуляет по Эрмитажу, бродит по своей уже резиденции в Комарово, ворчит и, самое главное, прикасается к клавишам, извлекая из них мелодии, неподвластные никому, кроме него. 

«Невинность воспоминаний»

Где: институт «Стрелка», «Каро Октябрь»

Когда: 3 июня в 22:00 («Стрелка»), 4, 5 июня в 19:00 («Каро Октябрь»)

Грант Джи самолично прибывает на фестиваль, чтобы посмотреть вместе с московскими зрителями снятое им посвящение Стамбулу и своему проводнику по этому древнему городу — Орхану Памуку. Памук действительно открыл режиссеру, случайно оказавшемуся на берегах Босфора, новый мир, и тот этого не забыл. Его камера бродит по ночным улицам, превращая сюжет в сновидение и отдавая все экранное время фантазиям и любви.  

 

«Бег — это свобода» 

Где: «Летний Пионер» в Сокольниках, «Каро Октябрь»

Когда: 1 июня в 21:30 («Летний Пионер»), 2 июня в 20:00, 5 июня в 17:00 («Каро Октябрь»)

Сегодня мы живем в мире, в котором забег проходит за забегом, а сам бег давно стал частью современной культуры. Бегать — модно, об этом знает каждый. Так, впрочем, было не всегда. В 60-е годы быть бегуном значило быть бунтарем, доказывающим свое право.  «Бег — это свобода» рассказывает о преодолении стереотипов и стремлении к финишу в конкретных историях, например первой женщины-марафонца Кэтрин Швитцер или основателя Нью-Йоркского марафона Фреда Лебоу. Впервые обращаясь к теме спорта (обратить внимание совершенно точно стоит и на второй фильм этой части программы — «Златан. Начало»), Beat Film Festival показывает, что это не меньшая составляющая новой культуры, чем искусство или музыка. 

«Фонко»

Где: Центр документального кино 

Когда: 29 мая, 3 июня в 21:00

 

Что слушают в Африке, на чьи выступления ходят в клубы, чего ждут и о какой музыке мечтают? Этими вопросами задается шведский документалист Горан Хьюго Олссон, отправляясь в очередное свое путешествие по Черному континенту. Получившееся исследование, начиненное десятком интервью, перебивается текстами и выступлениями политического активиста и музыкальной звезды Фелы Кути, рассказывая нам о том, что до работы Олссона мы вряд ли знали. 

«SOS Матросу!»

Где: «Каро Октябрь»

Когда: 5 июня в 18:00

Закрывает фестиваль фильм о группе «Мумий Тролль» — такой же ироничный, живой и честный, как сами музыканты и их тексты. «Возможно, первый в мире фильм в жанре документальной музыкальной фантасмагории, рок-н-ролльное безумие в традициях фильма Help! о The Beatles, но под парусом, на всех широтах, в мире, в котором Желтая подводная лодка наконец встретилась с капитаном Врунгелем», — говорят о нем создатели Beat Film Festival, неслучайно решившие, что финальный аккорд седьмого по счету смотра должен быть громким и запоминающимся.