7 фильмов из программы Берлинского кинофестиваля, которые стоит посмотреть

66-й Берлинале представляет

В феврале традиционно начинается новый фестивальный сезон. Накануне фильмом братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!» стартовал первый смотр из тройки лидеров — Берлинале. В программе, как всегда, немало социально-политических, злободневных, правозащитных и экспериментальных картин. Денис Катаев выбрал 7 главных фильмов фестиваля, на которые непременно стоит обратить внимание

«Да здравствует Цезарь!», Итан Коэн, Джоэл Коэн, фильм открытия

Судит конкурс в Берлине в этом году Мэрил Стрип, заслуженная артистка Голливуда. Этой кинофабрикой грез и мишуры и стартовал фестиваль — в качестве фильма открытия была выбрана комедия братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!». Но ничего исторического не ждите. Цезарь — всего лишь роль актера (его играет Джордж Клуни), исчезнувшего со съемочной площадки и тем самым закрутившего весь этот невероятный клубок. Суть фильма — погоня за этим пропавшим Цезарем, которого непременно нужно вернуть — ждать студия не может, новые картины она штампует чуть ли не каждый день. При этом надо учесть, что действие происходит в золотую эпоху Голливуда, в пятидесятые годы. Вот и выходит в результате фирменная пародия Коэнов, в данном случае — на всю эту индустрию в эпоху ее расцвета, на дорогие и пафосные постановки и «зазвездившихся» актеров, у которых начинается головокружение от успеха. Отличный выбор для начала фестиваля, без самоиронии сегодня не обойтись.

 

«Колыбельная печальной тайны», Лав Диас, конкурс

Самым странным и необычным фильмом Берлинале уже сейчас можно признать эту новую эпопею Лав Диаса — филиппинского режиссера, всегда снимающего дистиллированное авторское кино, без оглядки на конъюнктуру и зрителей, про историю и культурные коды своей страны. Его фильмы идут по 5, 10 и еще больше часов. Истинных киноэстетов это не смущает — наоборот, возбуждает. Вот и на этот раз он приглашает в очередное медитативное путешествие по истории Филиппин. Антураж — революция 1896—1897 годов против испанских колонизаторов, фабула — поиск тела Андреса Бонифасио, первого президента страны и национального героя-освободителя. Но это не просто экранизация исторических событий, скорее набор связанных личных историй на фоне национальной трагедии. Про людей, мифы и природу родного архипелага — вот он, код кинематографа Лав Диаса. А ведь это и есть настоящий патриотизм.

 

«Один в море», Джанфранко Рози, конкурс

Берлинале, как всегда, на острие политической жизни. Что сегодня больше всего заботит европейцев, особенно немцев? Конечно же, беженцы. Но здесь не вступают в дискуссии, просто помогают. Разработали специальные программы для мигрантов, выделили им бесплатные билеты. Было бы интересно, если бы некоторым из них удалось посмотреть на себя со стороны в этой конкурсной документалке. Итальянский режиссер Рози, покоривший Венецию своим бытописанием римской кольцевой, на этот раз снял кино на горячую тему — о жизни на острове Лампедуза. Название итальянского острова в Средиземном море мы все чаще сегодня встречаем в новостях: это перевалочный пункт мигрантов из Африки в Европу. Немногим чужакам удается остаться в живых, не все достигают заветной цели, но о тех, кто пытается, это кино. Про миг между кровавым прошлым и призрачным будущим. В потоке информации нам как раз этого и не хватает — всмотреться в лица людей, которые вызывают столько споров.

 

«Эликсир», Даниил Зинченко, программа «Форум»

На этот раз в основном конкурсе наших режиссеров нет. Зато найти их можно в параллельных программах. Вот, например, эту экспериментальную работу, которая по настроению и необычности чем-то напоминает фильмы Лав Диаса. Это смесь видеоарта и кинематографа, а все потому, что «Эликсир» — яркий дебютный микс от художника и теперь режиссера Даниила Зинченко. Намешано здесь многое, но все вокруг русского национального характера. Именно ДНК русского человека и пытаются отыскать герои фильма, фактически отправляясь в сказочное путешествие в духе некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Ученый и его спутник Серафим — главные искатели, на их пути встречаются проводники «русского мира», бессмысленного и беспощадного, а это ученые, партизаны, космонавты, чиновники, плотник и Родина-мать. В общем, лента про те самые пресловутые духовные скрепы и ту национальную идею, которую раскрыть никак не могут — получается такой новый космизм и что-то футуристическое о состоянии нашего сознания, в том смысле, что это явно фильм прогрессивный — кино, за которым будущее.

 

Midnight Special, Джефф Николс, конкурс

Одна из самых ожидаемых премьер — американский фильм от независимого режиссера Джеффа Николса. Киноманы несколько лет назад сохли по его «Маду» с МакКонахи в главной роли, и это тоже было свежим дыханием нового американского кино, которое обычно выпускают на «Сандэнсе». В данном случае он не ограничился простой историей, а добавил мистики и эзотерики, получив фантастическую притчу про отца и его ребенка со сверхспособностями. Но на самом деле, несмотря на навороты, секты и погони, это все равно будет кино о главном — о семье. Изюминка фильмов Николса всегда одна, точнее один, — исполнитель главной роли Майкл Шеннон. И это кино стоит смотреть хотя бы ради него.

 

«Коммуна», Томас Винтерберг, конкурс

Когда-то соавтор манифеста «Догма» и соратник Ларса фон Триера, Винтерберг совсем ушел с головой в традиционный кинематограф и достигает на этом поприще больших успехов. Его «Коммуна» — опять же в тренде фестивальной программы. Главные герои— скандинавские социалисты-утописты, леваки, которые в 70-х годах прошлого века попробовали пожить вместе и разделить общие ценности. И это фактически те же триеровские «идиоты», но кто из них безумнее, непонятно. Они тоже сумасшедшие, местами голые, закатывают вечеринки, изобретают странные правила, выстраивают иерархию. И все это вроде бы даже добровольно и по любви. Вот и сам Берлинский кинофестиваль представляется такой же коммуной, где на 10 дней все вдруг становятся одной сектой, разделяющей общие ценности.

Денис Катаев

12.02.16, 16:00