Вспомнить все: театральный режиссер Валерий Фокин предлагает посмотреть на альтернативное будущее

Сюжет, в котором фантастика Филипа Дика встречается с «Прибытием» Дени Вильнева и театром, придуман 16-летним школьником

Огромная декорация для фильма построена в помещении московского картинга в Филях. Это без малого 7000 квадратных метров, из которых тысячи три занимает постройка, а остальное — это пляж Майами (специально завезли пару тонн песка), улицы Токио с фонарями и дорожной разметкой — по ним ездят машины и периодически льет дождь. Справа от Японии — питерская квартира героя, слева от нее — американский бар. Дверь из бара ведет в допросную, где начинается вся история: главного героя фильма Владимира Огнева (Антон Шагин) заставляют вспомнить все, что он знает о контактах мирового правительства с инопланетянами. А он вспоминает что-то личное — свою виллу в Майами, где когда-то был счастлив с женой Анной (Юлия Снигирь). Потом это счастье рухнуло, и ничего не искупить, не вернуть назад. Двухэтажный особняк с панорамными окнами тут же — через коридор, рядом — больница и японское кладбище.

Всего в декорации фильма «Петрополис» 20 локаций. Такое решение для картины придумал его режиссер Валерий Фокин — театральный мэтр, худрук Александринки, не работавший в кино почти 20 лет; вместе с ним декорацию строил известный театральный художник Алексей Трегубов, который был сокуратором недавней выставки «Русская сказка» в Новой Третьяковке. На стадии замысла Фокин планировал снимать в Америке и Японии, но случилась пандемия, и между «ждать» и «делать» он выбрал второе. Однако декорация — не компромиссное решение, это еще и новый концепт, в котором кинематографическое соединяется с театральным, а сюжет развивается не в реальной жизни, а в памяти героя.

Фотограф: Максим Ли

«В фильме мы идем от избирательности памяти человека, от того, как, вспоминая, он сам реконструирует свое прошлое, — рассказывает Фокин. — Ведь каждый из нас, вспоминая, как бы относит свою жизнь к какому-то жанру: комедии, романтике, драме, и так далее. В памяти всплывает главное, а второстепенное выпадает. С помощью визуальных решений и декорации мы пытаемся рассказать не буквальную биографическую историю героя, а переместить зрителя в его подсознание, в его внутренний мир. Показать не сами фантастические события, что уже делали сто раз, а то, как их воспринимает человек». До выхода фильма увидеть это пространство подсознания героя можно будет один день: после окончания съемок 22 сентября в декорации откроют интерактивную инсталляцию и пустят туда всех желающих. После этого декорацию придется уничтожить.

Фотограф: Максим Ли

«Свойства человеческой памяти и сам процесс воспоминания — сюжетообразующий мотив фильма, — рассказывает Алексей Трегубов. — Погрузившись в атмосферу, посетители инсталляции смогут ощутить себя персонажами и расследовать события жизни героя. Выхваченные из глубин памяти предметы, звуки, запахи, цвета, что-то, что когда-то казалось неважным, с течением лет приобретает значение и глубину — детали становятся проводниками, ведущими нас по архитектурному и смысловому лабиринту». Сам проект начался не в этом и не в прошлом году, а шесть лет назад, когда сын Валерия Фокина — Кирилл, студент 2-го курса истфака МГУ, — написал фантастическую повесть «Огонь». В начале работы над текстом ему было всего 16, он учился в школе; сейчас ему 24 года.

«Я тогда читал много научной фантастики, — вспоминает Фокин-младший. — Увлекался двумя писателями — Артуром Кларком, мне очень нравился его роман „Конец детства“, и Филипом Диком, который любит совмещать большое количество фантастических допущений. Не устраивать только путешествие во времени или вторжение инопланетян, а комбинировать их вместе, добавив побег в параллельный мир и восстание роботов, причем желательно где-нибудь в районе Венеры». Однажды Кириллу приснился сон, что он читает книгу под названием «Огонь» с пришельцами и альтернативной историей. В этом мире в Советском Союзе к власти пришел Троцкий, и в 1974-м страной правит его сын. На планете организовано трансатлантическое правительство, а главный герой сидит в Японии. «Приходит известие о том, что пришельцы действительно существуют и находятся в постоянном тайном контакте с правительствами Земли, — рассказывает Кирилл Фокин, — они могут повлиять на сознание, на мировосприятие обычных людей. Я проснулся и подумал, что это хорошая идея и записал ее. Потом написал повесть и показал ее отцу».

Фотограф: Ксения Угольникова

Валерий Фокин повесть оценил и решил поставить ее на сцене — спектакль «Сегодня. 2016….» с успехом идет в Александринке. Через два года Фокин-старший решил, что из этого материала получится отличный фильм и попросил сына переписать повесть в киносценарий. «Мы играли этот спектакль в Японии, там были зрители из разных стран, — рассказывает режиссер. — Японцы очень чувствительно относятся ко всему, что связано с войной, гибелью, фантастикой. Но там были и американцы, и европейцы, которые очень эмоционально воспринимали увиденное. Я понял, что все эти вопросы — куда нас ведут? а что мы сами? изменимся ли мы когда-то? — важны для людей в мире. Это подтолкнуло меня к созданию картины. Это и для России сейчас важно: мы должны вновь открываться и завоевывать себя за пределами страны. Никогда коридор культуры не закрывался, но важно сделать его шире, сгладить недоверие. Главная тема в фильме — доверие друг другу».

Действие «Петрополиса» охватывает 20 лет из альтернативной истории от 2000-го до 2020-го. Главный герой — сын русских эмигрантов Огнев — в начале нулевых живет и учится в США. Там он встречает Анну, свою будущую жену, тоже эмигрантку. После защиты диссертации его приглашают на работу в закрытую международную организацию, которая занимается исследованием контактов инопланетной цивилизации с землянами. Выясняется, что эта работа носит не только научный характер: корабли пришельцев уже некоторое время висят над землей, они периодически назначают переговоры, в которых участвуют главы ядерных держав. Героя до контактов не допускают, но в какой-то момент становится понятно, что без него не обойтись.

Фотограф: Ксения Угольникова

Фокин-старший говорит, что история зацепила его размышлениями о том, как человечество, которое сегодня дошло до последней нравственной черты, может повести себя, столкнувшись с альтернативой жизни — сильной и диктующей определенные условия. Интересно, что почти все события фильма разворачиваются не в России — только одна сцена снята в реальном Петербурге. В фильме задействовано трое русских и русскоговорящих персонажей, которых играют Антон Шагин, Юлия Снигирь и Владимир Кошевой; остальные персонажи и актеры, включая представителей ООН, — иностранцы, среди которых американец Один Байрон, француженка Сесиль Плеже и японец Джунсуке Киносита.

Фотограф: Ксения Угольникова
Фотограф: Максим Ли

«Умное авторское кино — сильная сторона российской культуры, и именно оно представляет нашу страну в мире, — говорит Кирилл Фокин. — Но мне-то в моем возрасте хочется видеть Россию не какой-то особенной частью мира, а интегрированной в него». Он считает, что здесь давно не возникало сюжетов глобального масштаба и не было русской фантастики, которая строила бы предположения о судьбе всего человечества. «Я очень надеюсь, что наш фильм внесет какой-то вклад в этот тренд, — надеется автор, — и покажет, что в России можно снимать глобальные истории, которые не документируют происходящее за окном, а выходят на новый уровень проблематики».


Инсталляцию «Память Петрополиса» можно посмотреть на картинге «F-I» (Барклая, 6, стр. 2) 22 сентября 2020 г.

Записаться можно по адресу petropolis-event@yandex.ru.
Фильм «Петрополис» выйдет в прокат в 2021 году

Елена Слатина

21.09.20, 18:10