Память о друге и большом режиссере. 5 причин увидеть документальный фильм об Алексее Балабанове

В российском прокате появился документальный фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» Любови Аркус — давней подруги режиссера «Брата», «Груза 200», «Про уродов и людей». Алексей Балабанов не был публичной фигурой и не любил давать интервью, но до сих пор остается главным для современной России — даже спустя почти десять лет после смерти. Рассказываем, почему на ленту стоит потратить 115 минут своего времени.



МНОГО ЛИЧНОГО


Кино Аркус рассказывает не только об Балабанове-режиссере. Оно прежде всего о Балабанове-человеке. И это особенно ценно, если учесть его прижизненную непубличность и немногословность в редких интервью.

Кадры из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

УНИКАЛЬНАЯ КИНОХРОНИКА


В фильме почти нет «говорящих голов», типичных для документальных фильмов, — во многом из-за личной кинохроники Аркус. Личные видеозаписи подруги режиссера стали основой фильма: здесь и зарисовки в кругу семьи, и совместные поездки.

Изначально Аркус задумывала заснять процесс съемок кинопритчи Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012), ставшей для него последней, и, вооружившись камерой, отправилась на площадку. Получившаяся в итоге кинохроника вошла в итоговый монтаж этой документалки и подарила ей часть названия — «Колокольня». В «Я тоже хочу» герои, включая самого Балабанова в кадре, стремятся попасть в полуразрушенную чудодейственную колокольню, служащую порталом в лучший мир.


НЕИЗВЕСТНЫЙ БАЛАБАНОВ


В этой самой кинохронике является неизвестный зрителю Балабанов — решительный и непримиримый на площадке, трогательно общающийся с детьми, сам чем-то напоминающий ребенка, рассказывая о себе и смотря свои старые фильмы. Аркус любовно воспроизводит память о друге, а по совместительству — большом режиссере.

Кадры из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

БЛЕСТЯЩЕЕ КИНОЭССЕ


О творческом наследии Балабанова Аркус упомянуть не забыла. Первую и самую короткую часть фильма, служащую чем-то вроде пролога, составляет киноэссе Любови — кинокритика, многие годы возглавлявшего редакцию киножурнала «Сеанс». В нем она рассказывает о творческом пути Балабанова, тонко подмечает общие места его чрезвычайно разнородного стиля и, выступая адвокатом, снимает любые обвинения в идеологических крайностях, которыми наградили его невнимательные зрители. Например, киноэссе поможет иначе взглянуть на образ Данилы Багрова.

Кадр из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»


КРИТИЧЕСКИЕ ДИФИРАМБЫ


При жизни Балабанову не раз доставалось от кинокритиков, ругающих его и за натурализм, и за неправдоподобность, и за многое другое. Поэтому удивительно видеть их почти полное единодушие в отношении фильма — удался. Энергичным и точным киноведческим портретом самого противоречивого режиссера российского кино фильм Аркус называет кинокритик Андрей Плахов из «Коммерсанта», а Тимур Алиев в своем обзоре для РБК резюмирует, что это не только дань памяти, но и «тоска по месту, где нас нет».

Кадры из фильма «Балабанов. Колокольня. Реквием»

12.12.22, 19:01