Дневники Венецианского фестиваля-2021: два фильма из России и «Последняя дуэль» Ридли Скотта

78-ой Венецианский кинофестиваль подходит к концу — победителей объявят уже на этой неделе. Рассказываем о двух картинах из России (в обеих сыграл Юра Борисов), которые показали напоследок, — «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова и «Мама, я дома» Владимира Битокова. А также о новой исторической драме Ридли Скотта «Последняя дуэль» с Мэттом Дэймоном, Адамом Драйвером и Джоди Комер в главных ролях.


В основном конкурсе показали единственный фильм из России — «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова («Человек, который удивил всех» и сериал «Колл-центр»). 1937 год, Ленинград. Волконогов (Юра Борисов) — капитан секретной службы вроде КГБ (ее название, впрочем, ни разу не называется), сотрудники которой под давлением заставляют граждан давать признательные показания. Но когда в секретной службе начнутся чистки, придут уже за самим Волконоговым. Капитан решит сбежать, но получит предостережение с того света: за свои грехи он неминуемо попадет в ад, если не найдет хотя бы одного человека, который сможет его простить.

«Капитан Волконогов бежал» — кино-миф. Во-первых, хотя место и год — Ленинград, 1937, самый разгар Большого террора — указаны, это не советская действительность, а воображаемый, откровенно киношный мир. Простые граждане все как один ходят в тулупах, сотрудники секретной службы — в ярко-красных спортивных костюмах а-ля Гоша Рубчинский и кожаных куртках поверх них. Похож на притчу и сам сюжет (его написали Меркулова и Чупов): капитан Волконогов в попытке получить прощение должен пройти через все круги ада. И ад действительно разверзнется перед ним и зрителями — в фильме показаны душевные и физические страдания в полном объеме. Даже на этом фестивале, на котором с лихвой хватило кровавых фильмов, некоторые моменты поражают и надолго въедаются в память.

Это очень профессиональное кино — с отличными актерами (почти все чекисты и их жертвы — звезды российского кино. Кроме Борисова, в фильме снялись Тимофей Трибунцев, Александр Яценко, Никита Кукушкин, Виктория Толстоганова, Юрий Кузнецов), очень стильное и хорошо снятое. Но в этой выверенности, холодном расчете и его проблема — фильму о репрессиях в конечном счете как будто не хватает живого нерва. Когда «Капитан Волконогов бежал» выйдет в российский прокат, неизвестно.

Еще один российский фильм, который в этом году привезли в Венецию (показали в программе «Горизонты экстра»), — «Мама, я дома» Владимира Битокова. Тоня (Ксения Раппопорт), водительница автобуса из поселка в Кабардино-Балкарии, получает похоронку — ее сын, ушедший воевать в составе частной военной компании, погиб в Сирии. Но Тоня верит, что сын жив, и не собирается сдаваться. Она начинает свой поход по инстанциям с требованием его найти. И однажды сын (Юра Борисов) — или тот, кто себя за него выдает — действительно вернется домой.

Битоков — один из выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии (вместе с Кантемиром Балаговым, Александром Золотухиным и Кирой Коваленко). Как и другие ученики Сокурова, он не боится снимать на проблемные темы, затрагивать болевые точки. Например, о ЧВК и о том, что происходит с бойцами, погибшими на войнах, где их официально и не было. Но в этой драме (сценарий написала Мария Изюмова) есть внезапный, абсурдный и одновременно очень убедительный поворот.

Как и другие выпускники мастерской, Битоков снимает в родной Кабардино-Балкарии. Но с поправкой на национальный колорит, это узнаваемая российская глубинка — с плохими дорогами и раздолбанными рейсовыми автобусами, безразличными и коррумпированными чиновниками, которые боятся только огласки и федеральных властей.

Основной нерв фильма — противостояние героини Ксении Раппопорт (оставим за скобками, насколько она похожа на водительницу автобуса) и системы. Эта история по-настоящему складывается, когда появляется герой Юры Борисова — безапелляционно решительный, уверенный в себе и пугающий. После этого от экрана не оторваться, «Мама, я дома» — один из лучших российских фильмов в этом году. Даты выхода в прокат пока нет.

В этом году в основном конкурсе Венецианского фестиваля аж пять фильмов итальянских режиссеров. Один из самых любопытных — «Фрики на свободе» (Freaks Out) Габриэля Майнетти. 1943 год, по Италии колесит бродячий цирк, но война обрывает его гастроли. Затем пропадает и глава труппы, после этого трое циркачей — один, весь покрытый шерстью, гнет прутья (Клаудио Сантамария), другой притягивает предметы из металла (Джанкарло Мартини), третий управляет насекомыми (Пьетро Кастеллитто), а с ними девочка, которая вырабатывает электрические разряды (Аврора Джиовинаццо), — остаются без работы. Они не знают, что их уже ищет шестипалый провидец Франц (Франц Роговский) из Берлинского цирка. В видениях ему являются не только спиннеры и песня Creep от Radiohead, но и самоубийство Гитлера и поражение Германии. Изменить ход войны могут только люди со сверхспособностями, если они выступят на стороне Третьего Рейха.

«Фрики на свободе» сильно отличаются от других конкурсных фильмов. Во-первых, это блокбастер. Во-вторых, кино про супергероев. Фильм начинается как драма про циркачей — или, если пользоваться словами создателей фильма, фриков — которые из-за войны потеряли дело жизни. Но личных переживаний уже к середине фильма становится не так много — их место занимают драки, взрывы и погони. Впрочем, идея, что глотатели шпаг и огненных факелов — на самом деле супергерои, отличная, а магия цирковых выступлений не выветривается до самого конца. Выйдут ли «Фрики на свободе» в российский прокат, пока неизвестно.

Заключительная большая премьера этого Венецианского фестиваля — «Последняя дуэль» Ридли Скотта (показали вне конкурса). Франция, конец XIV века. Рыцарь из Нормандии Жан де Карруж (Мэтт Дэймон) уезжает на несколько дней в Париж, а вернувшись узнает, что его жену Маргарет (Джоди Комер) изнасиловал его давний соперник Жак Ле Гри (Адам Драйвер). Чтобы доказать, что выдвинутые Маргарет обвинения правдивы, де Карруж вызывает Ле Гри на дуэль.

«Последняя дуэль» — большое историческое кино, снятое по одноименной книге Эрика Джегера, специалиста по средневековой литературе и профессора Колумбийского университета. Но Скотт (в этом году ему, страшно сказать, исполнится 84 года) снимает необычную, можно сказать, ревизионистскую экранизацию. Одна из ключевых сцен фильма — суд, и зрителям покажут три версии того, что на самом деле произошло — де Карружа, Ле Гри и Маргарет. Они отличаются не только тем, что каждый из героев все представляет в более выгодном для себя свете, но и оптикой — одни и те же слова и намеки могут трактоваться по-разному.

Ридли Скотт еще в 1991 году снял один из самых феминистских фильмов в истории — «Тельму и Луизу». «Последняя дуэль» — его новое высказывание на тему. В книге знаменитая дуэль рассмотрена прежде всего как юридический прецедент, но первоисточник переработали сценаристка Николь Холофсенер (она дописала линию Маргарет), Мэтт Деймон и Бен Аффлек. Фильм Скотта рассказывает прежде всего о харассменте, месте женщины в средневековом — да и любом — обществе. И главный прием — показать историю с разных сторон — позволяет режиссеру продемонстрировать разницу между тем, что происходит, и тем, как это видят различные герои (в особенности нападающий, который может не отдавать себе отчета, что совершает преступление). В России фильм выйдет 28 октября.