Читаем Чехова: рекомендации участников театрального фестиваля «Мелиховская весна»

В подмосковную усадьбу Антона Павловича Чехова, где автор прожил семь лет и создал более 40 своих произведений, в том числе знаменитую на весь мир «Чайку», в 23-й раз пришла «Мелиховская весна» — театральный фестиваль, на котором каждый год свои постановки по произведениям писателя или о нем представляют театры со всей страны. Журналистка Екатерина Краюхина побывала на открытии фестиваля и расспросила участников — от нового художественного руководителя до молодых актеров — о произведениях Антона Павловича, которые стали для них знаковыми или тронули их особенно сильно.


Константин Хабенский

художественный руководитель МХТ, художественный руководитель XXIII Международного фестиваля «Мелиховская весна»


Знаковым произведением для меня является водевиль А. П. Чехова «Предложение», потому что еще со студенческой скамьи попробовал на своей шкуре, что значит комедия, человеческая драма в комедии и что значит брать зрительный зал монологом. Это легкая шуточка, в которой очень рельефно сквозят человеческие судьбы, что свойственно Чехову.

Анастасия Ефремова

член экспертного совета фестиваля, руководитель Благотворительного фонда Олега Ефремова


Чехов — это константа, к которой, как к спасательному кругу, бросаются люди из разных городов, из разных стран, когда ставят его пьесы. И Мелихово — это важнейшее место на Земле. Для меня точно. Невероятная возможность для театров собираться здесь — в месте, где деревья помнят Чехова и где в крошечном флигеле он написал «Чайку». Для меня именно эта пьеса — знаковая.

Анастасия Журавлева

генеральный директор литературно-мемориального музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово»


У меня есть любимое произведение Антона Павловича — повесть «Скучная история». Уникальный текст, прочитав который я задалась (и продолжаю задаваться) вопросом: как человек в 28 лет смог написать такую повесть?

Сергей Федотов

художественный руководитель пермского театра «У Моста», режиссер спектакля «Бальзаминов»


Мне больше всего по душе «Чайка», потому что эта история про меня. Точно так же я поставил свой первый спектакль, и точно так же его не приняли мои близкие. Такая же была любовь — и так же она ушла… И все остальное так же… А началось все так: когда учился в школе, нас повели с классом на «Чайку». Меня пронзило прямо в сердце. Вот тогда я понял, что буду режиссером. А на первом курсе института играл Треплева. Затем поставил «Чайку» в Чехии, в Карловых Варах. Потом уже в своем театре в Перми, и после мы привезли мою «Чайку» на фестиваль в Мелихово. И это абсолютное счастье!

Александр Поршин

актер МХТ им. А. П. Чехова (спектакль «Ландшафтный театр», режиссер Денис Азаров)


Меня больше всего трогает пьеса «Дядя Ваня», потому что я играю в спектакле и часто слышу этот текст. Страшно прожить жизнь так, как проживают ее герои этой пьесы. «Пропала жизнь», — говорит Войницкий. Он прожил ее не так, как хотел, и самое страшное — в том, что вернуть это время уже не получится. И страшно, что люди любят не тех, кого хотят, и невзаимная любовь — это страшно. Почему ничего не может быть идеально? Неужели тогда будет скучно?

Иван Дергачев

актер МХТ им. А. П. Чехова (спектакль «Ландшафтный театр», режиссер Денис Азаров)


Как бы банально это ни звучало, но именно «Чайка» — пьеса, в которой каждая реплика для меня — судьба. Чем дольше я в профессии, тем более актуальным становится для меня это произведение. Краткое пособие жизни артиста, художника и любого творческого человека.

Сергей Тонышев

режиссер спектаклей «Моя жизнь» (МХТ им. А. П. Чехова) и «Цветы запоздалые» (Театр Мастерских)


Я могу бесконечно перечислять рассказы, повести и пьесы Антона Павловича, которые трогают меня. Это и «Черный монах», и «Палата номер шесть», и «Шампанское», и «Три года», и «Три сестры», и «Дядя Ваня»… Бесконечно. Его письма, конечно же. Те произведения, что не дают покоя, — ставлю. На фестивале представлены «Цветы запоздалые» и «Моя жизнь». Это и ответ, я думаю.

Но я бы мечтал сделать «Остров Сахалин». Вы представьте: человек узнает о том, что неизлечимо болен, сразу собирается в путешествие, продравшись (буквально) через всю страну на лошадях и пароходах, добирается до самой восточной точки России. А там — 30 тысяч каторжных, 30 тысяч тех, кто охраняет этих каторжных. Он проходит через каждого, делая первую перепись острова, вместе с этим собирая совершенно сумасшедшие истории этих людей.

Владимир Кузнецов

режиссер спектакля «Сахалин» (Владимирский академический областной драматический театр)


На сегодняшний день мое любимое произведение Антона Павловича — это, пожалуй, «Палата номер шесть». Не столько сюжет, сколько диалоги врача и пациента — о смыслах жизни, поисках счастья, внутренней свободе и несвободе. В этой повести есть ощущение катастрофы нашей жизни перед лицом комфорта. Наверное, поставлю ее в скором будущем.