Акунин, Даймонд, Эппле: 7 исторических нон-фикшн-книг, которые стоит прочесть сейчас

Вместе с нон-фикшн-редактором сервиса «ЛитРес» Еленой Тарасовой ищем ответы на вопросы настоящего в прошлом. И делимся подборкой из семи книг, на которые сегодня стоит обратить особенное внимание.


«Битва за прошлое. Как политика меняет историю»

Иван Курилла

Современные «бои за прошлое» становятся все ожесточеннее. Историческая наука давно перестала быть уделом историков и государственных школ, а в последние годы превратилась в одно из самых мощных политических орудий. Взять хотя бы вечный спор о внедрении единственно верного школьного учебника истории. Курилла рассматривает проблему изучения и интерпретации истории разными социальными группами. Скажем, к одной только истории Российского государства есть целых пять подходов, и у каждого свои критики и сторонники.


«Вся кремлевская рать. Краткая история современной России»

Михаил Зыгарь

Журналист и автор рисует портреты приближенных президента, пересказывает ключевые события политической истории за 15 лет, с 2000 по 2015 год. Все описанное им помогает представить наиболее полную картину событий с яркими фактами и не менее яркими впечатлениями, последствия которых происходят со страной и нами прямо сейчас.


«Пассажиры колбасного поезда. Этюды к картине быта российского города: 1917–1991»

Наталия Лебина

Книга историка Лебиной интересна и увлекательна -— в ней рассказывается о быте советского гражданина с позиции ученого и свидетеля эпохи. В 27 главах рассматриваются предметы и явления, характерные для разных отрезков того времени: от акваланга и соответствующего спорта, возникших в массовой культуре в середине 1960-х, до плащей из синтетической ткани «болоньи» и курток-кожанок.


«Часть Европы. История Российского государства. От истоков до монгольского нашествия»

Борис Акунин

Масштабная серия «История Российского государства» включает в себя девять томов. Особенность этого исторического монолита в том, что писатель напрочь отказывается процессы идеологизировать, выстраивать собственную концепцию с подчеркиванием фактов, попадающих в нарратив. Он рассматривает историю России как государства: изучает механизмы управления, взаимоотношения народа и власти, общественной эволюции. Важный вопрос первого тома: «С какого момента начинается государство: с призвания варягов на княжение или же с событий после монгольского нашествия?» Акунин уверен: несмотря на утрату независимости в XIII–XV веках, перекройку границ, неоднократную смену названий, внутренней структуры, векторов развития, перенос столиц, наше государство как политический феномен существует с IX века, а зигзаги и метаморфозы определяются географическим положением, в силу которого Русь-Россия оказывалась частью то европейского мира, то азиатского.


«Уроки истории. Закономерности развития цивилизации за 5000 лет»

Ариэль и Уилл Дюрант

Авторы масштабного исследования всемирной истории в десяти томах подводят своеобразный итог своей работе. В этой книге они представляют вниманию читателей закономерности общественного и исторического развития, цикличность исторических процессов и конечность любого социально-экономического строя. Их труд способен переключить внимание от событий недавнего прошлого и подсветить проблемы человечества в целом. Например, биология преподает такой урок истории: жизнь — соревнование за всегда ограниченные ресурсы, и множество значимых событий обусловлено этой парадигмой.


«Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ»

Джаред Даймонд

Значительная исследовательская работа американского географа, биолога и физиолога, за которую он получил Пулитцеровскую премию. Даймонд осмысляет исторические процессы, рассматривая не только Западную и Восточную цивилизации, в которых обычно выделяют лишь несколько ключевых народов, и не ограничиваясь периодом с момента возникновения письменности. Его книга задает вопрос: «Почему со времен завершения последнего ледникового периода развитие человечества в разных частях планеты происходило неодинаково?» Ответ кроется уже в названии: действительно, те этнические группы, которым повезло поселиться на территориях, где было возможно окультуривание почвы и приручение животных, достаточно быстро развивались как сообщества, переходя к клептократии. В такой системе управления элиты обеспечивали себя оружием и насаждали религию, чтобы оправдать занимаемые ими позиции. Что до микробов, то они негативно повлияли в первую очередь на поселения, представлявшие интерес для колонизаторов.


«Неудобное прошлое. Память о государственных преступлениях в России и других странах»

Николай Эппле

Эппле рассматривает разные сценарии работы с «трудным прошлым» в Аргентине, Испании, ЮАР, Польше, Германии и Японии. Он также предлагает оценить, как и чем иностранный опыт может помочь в проработке прошлого России, к которому у граждан одной страны совершенно полярное отношение.


По специальному промокоду BURO15 получите в подарок книгу из специальной подборки на сайте «ЛитРес», а также скидку 15% почти на весь ассортимент.

15.07.22, 12:35