55 лет Гуггенхайму: тернистая история знаменитого музея в Нью-Йорке

К юбилею Музея Соломона Гуггенхайма

В этом году знаменитый Музей Соломона Гуггенхайма отмечает 55 лет со дня своего основания. Buro 24/7 рассказывает о том, с чего начиналось одно из самых известных собраний предметов совриска в мире, и о тернистой истории легендарного музея в Нью-Йорке

История фонда, учрежденного Соломоном Робертом Гуггенхаймом в 1939 году, началась прозаично — со знакомства с художницей Хиллой фон Ребай, которая показала Соломону, долгое время собиравшему коллекцию старых мастеров, творения европейского авангарда. Под ее влиянием Гуггенхайм резко изменил концепцию и видение всей своей коллекции и стал собирать современных художников, начав с работ Василия Кандинского, Пита Мондриана, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни. Так с 1937 по 1939 годы в его апартаментах в отеле "Плаза" начинает расти собрание произведений, которые теперь являются "иконами" современного искусства. В 1939 году, практически за один день учредив собственный семейный фонд, Гуггенхайм так же быстро решает создать его главный центр — музей. Подходящую землю для размещения "идеального храма для души", как называл его Соломон, искали чуть больше года. И место для него нашли не где-нибудь, а на пересечении 5-й авеню и 89-й улицы — в главной точке верхнего Ист-Сайда Манхэттена, в двухстах метрах от здания главного арт-музея страны Метрополитен.

С того момента и до 1959 года, когда белое конструктивистское здание музея по проекту Фрэнка Ллойда Райта наконец открыло двери для своих посетителей, прошло целых 20 лет. От первого письма, написанного Хиллой фон Ребай архитектору с просьбой придумать пространство для выставления картин фонда, до реализации его в постройку архитектор создал более 700 скетчей и как минимум шесть официально известных версий проекта музея. Множество историй, связанных с постройкой здания, впоследствии легли в основу книги "Фрэнк Ллойд Райт и строительство Музея современного искусства", в которой красной линией проходит главная мысль архитектора: "сохраняя страсть к идее", что казалось почти невозможным при проекте, реализация которого заняла столько времени.  

Главной причиной такой массивной задержки во времени было нежелание города принять ни один из проектов музея, предлагаемых Райтом. Здание было слишком вызывающей формы для сороковых годов и того места, где оно должно было быть расположено, — это вызывало массу споров и вопросов. В архивах фонда сохранилось огромное количество статей из газет, в которых подробно освещается баталия архитектора с обществом, выступавшим против "уродования" классических форм зданий на 5-й авеню.

Идеологические войны по поводу внешнего вида здания велись Райтом не только с городом, но и со всем директоратом музея. И, спустя 9 лет с начала проектирования, когда архитектор наконец утвердил свой проект и мог начинать полноценную стройку, в 1956 году, появилась "подводная мина" — открытое письмо 20 современных американских художников, работы которых составляли обширную часть коллекции фонда, призывавших второго директора музея Суини сделать что-то с архитектором, который, по их мнению, своими эксцентричными идеями мог загубить все будущее совриска.

Когда Хилла фон Ребай написала первое письмо Райту, который к моменту начала их сотрудничества обладал уже более чем 55-летним опытом работы в архитектуре и именем одного из самых спорных и неординарных зодчих своего времени, она вряд ли могла предполагать, что своим предложением установит пожизненный тренд для выбора архитекторов для всех зданий музеев, работающих под маркой Фонда Соломона Гуггенхайма, и в далеком будущем.

За 75 лет требования к проекту ничуть не изменились, разве что приходится подстраиваться под особенности каждой из стран, в которых открывается филиал музея. Архитектурные конкурсы на постройку новых зданий в разных концах света проходят с большим ажиотажем. Для последнего из них — на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки — свои работы прислали более 3000 ведущих архитектурных студий мира.

Не дожив чуть более полугода до торжественной церемонии открытия, почивший с миром на 92-м году жизни архитектор так и не узнал, что на официальный прием в честь открытия музея Фонд Соломона Гуггенхайма пригласил официальных лиц со всего мира, заручившись поддержкой администрации президента Эйзенхауэра, мэра Нью-Йорка, а также представителя США в ООН. 

Первая выставка-открытие должна была продемонстрировать диапазон огромной коллекции фонда, включавшей в себя работы Марка Шагала, Василия Кандинского, Стюарта Дэвиса, Пабло Пикассо и других. По иронии судьбы в нее вошли произведения и тех художников, которые еще три года назад активно не желали выставляться в этом здании.

Сегодня наследие Фонда Гуггенхайма процветает в четырех странах мира в виде самостоятельных музеев. Еще пять площадок планируется открыть в ближайшее время. Внешний вид первого музея, так сильно пугавший своей неординарностью горожан, несколько раз становился героем легендарных номеров журнала New Yorker.