Ярмарка современного искусства Frieze глазами директора московского офиса Christie's

Мир искусства

Мы попросили директора московского офиса аукционного дома Chrisitie's Катю Винокурову рассказать о своих впечатлениях от недавно завершившейся в Лондоне ярмарки современного искусства Frieze, а также о прошедших в ее рамках торгах и теперь представляем взгляд профессионала

Ярмарка Frieze — одно из самых крупных и ярких событий в арт-мире. И хотя она достаточно молода — Frieze была создана в 2003 году, — коллекционеры и арт-профессионалы со всего мира полюбили ее сразу. Отчасти потому, что Frieze проходит в центре Лондона, городе, всегда наполненном художественной жизнью, но учитывать стоит и более неформальный подход в организации самой ярмарки. С недавних пор Frieze проходит на двух площадках, расположенных в Риджентc-парке. Первая — Frieze —специализируется на молодых художниках и произведениях искусства, созданных после 2000 года. Здесь представлены heavy hitters рынка искусства, к примеру, галереи Pace, David Zwirner, White Cube, Sadie Coles, Gagosian, показывающие новейшие проекты своих художников. Также здесь можно ознакомиться с искусством более молодых авторов, которое выставлено галереями, регулярно открывающими новые таланты. David Kordansky Gallery, например, показала серию работ с неоновыми вставками художницы Мэри Уэтерфорд, а галерея Campoli Presti представила фотографии и картины художников Скотта Лайлла, Джона Миллера и Эйлин Квинлен.

Мэри Ветерфилд

Скотт Лайлл

Параллельно с ярмаркой Frieze также проходит и Frieze Masters, где современное искусство сопоставляется с работами периода Возрождения, барокко и античными скульптурами. Здесь можно найти и мэтров современного искусства, таких как Александр Колдер, Лучо Фонтана и Микеланджело Пистолетто. Явным фаворитом этой ярмарки стал проект Asylum Nahmad Gallery. Вдохновением ему послужил креативный процесс творчества художника направления ат-брют Жана Дюбюффе, который коллекционировал рисунки и работы, сделанные людьми с психическими отклонениями. Работа тотально погружает зрителя в атмосферу психбольницы. 

Asylum Nahmad Gallery

Asylum Nahmad Gallery

Помимо Frieze и Frieze Masters Лондон наполняется многочисленными событиями, выставками, открытиями галерей и, конечно, торгами послевоенного и современного искусства главных аукционных домов. На этой же неделе пройдет коктейль, который Christie's уже несколько лет подряд организовывает для своих клиентов совместно с журналом Vanity Fair. 16 октября более 1 000 гостей собрались в главном офисе аукционного дома на Кинг-стрит, где состоялись долгожданные торги «Послевоенное и современное искусство» и последовавший за ними аукцион «Итальянское искусство». Суммарная выручка составила рекордную сумму — £78 729 000 / $121 793 764 / €106 756 524. Топ-лотом торгов стала картина Питера Дойга «Суть жилища», ушедшая с молотка за £9 602 500 / $14 855 068 / €13 020 990. Созданная в 1993—1994 годах работа, на которой изображен общепризнанный шедевр архитектуры модернизма — одна из «жилых единиц» Ле Корбюзье, является самой масштабной в серии произведений художника под названием «Бетонные дома». Всего по итогам двух прошедших 16 октября торгов было установлено 14 новых ценовых рекордов, включая рекорды на произведения таких художников, как Альберт Оэлен, Йонас Вуд, Линетт Ядом-Боакье, Тоби Зиглер и Джорджо Моранди. Помимо работы Дойга к топ-лотам вечера также можно отнести и в пять раз превысившую верхнюю планку своей оценочной стоимости картину Линетт Ядом-Боакье 2011 года под названием «Плутовка» (£446 500 / $690 736 / €605 454); датируемое 2008 годом масштабное полотно Йонаса Вуда «Без названия (пейзаж М. В.)», на котором изображен пейзаж острова Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) летом того года, когда баскетбольная команда штата «Бостон Селтикс» выиграла чемпионат мира (£542 500 / $839 248 / €735 630); написанную в 1981 году и состоящую из 21 части работу Мартина Киппенбергера «Знаменитости кино, радио, телевидения и полицейских телефонных будок», проданную за £2 434 500 / $3 766 172 / €3 301 182.

Мартин Киппенбергер

Одновременно с Frieze в лондонской Королевской академии художеств открылась выставка китайского художника Ай Вэйвэя, чьи творения наполнены социальным и политическим смыслом. Все материалы, с которыми он работает, тщательно подобраны и даже их место происхождения имеет для художника особое значение. Ай Вэйвэй — автор с очень непростой судьбой. Он родился в рабочем лагере, поскольку его отец — поэт — преследовался коммунистическим правительством Китая. Сам художник тоже был задержан в 2011 году и находился в течение 9 месяцев в тюремном заключении. По сей день он остается под постоянным наблюдением китайских спецслужб за политически ангажированное искусство. 

Дэниэл Лефкурт

В свой единственный свободный вечер я отправилась в East End, место скопления модных интеллектуальных и молодых галерей. Неблизкий по лондонским меркам путь, 45 минут на такси, я бы проделала только ради одного из моих любимых художников. Я не могла пропустить открытие выставки Дэниэла Лефкурта в галерее Campoli Presti, где он представлял шестой по счету проект под названием Anti-Scans. В своих художественных практиках Дэниэл использует современные технологии, в данном случае — фотогеометрический лазер и технику сканирования в измерении 3D. Процесс это очень сложный, но результат эстетически очень привлекательный.
Неделя ярмарки Frieze — отличное время для того, чтобы приехать в Лондон, ведь параллельно с ярмаркой проходят много культурных и выставочных проектов. Кстати, если вам больше интересен дизайн, в это же время открывается PAD — одна из ведущих ярмарок, специализирующихся на дизайне XX века, где каждый может найти что-то на свой вкус. Это, к слову, касается и самого Лондона.

PAD

PAD