Искусство на тарелке: повар как художник

На примере конкурса "Золотой Бокюз"

Владимир Гридин

Кулинария стала высоким искусством, считает наш гастрономический обозреватель Владимир Гридин. Этот вывод он сделал, став пристрастным наблюдателем российского финала конкурса «Золотой Бокюз»

Грудка утки в муссе из утиной печени и цельных сливок, хрустящие шкварки и зерна райского перца, утиная ножка, чиненная щитовидной железой теленка и лесными орехами, салат из свежемаринованных овощей под пеной из яблочного сока, томленая в масле кольраби с крокетом из грибов с жареными лисичками и лесным мхом, яблоко в карамели с кремом из утиной печени, тартар из фенхеля под конфитюром из зеленого яблока, соус из утиного бульона и яблочного вина, сливочный соус с лисичками. Так выглядит блюдо «Утка в яблоневом саду». Его приготовил Артур Овчинников, победитель национального отборочного тура международного конкурса Bocuse d'Or. В следующем мае он отправится в Будапешт на континентальный полуфинал соревнования в надежде войти в число тех счастливчиков, что будут представлять кухни своих стран в финале этой поварской Олимпиады в январе 2017 года в Лионе.

Конкурс «Золотой Бокюз» придумал в 1987 году знаменитый французский шеф Поль Бокюз. «Шеф, как и балетный танцовщик, следует идеалам движения и креативности, поиску совершенства движений и технической безупречности в своей страсти к искусству», — Бокюз хотел показать всему миру, что профессия повара заключается не только в умении приготовить идеальное картофельное пюре, она еще и сродни художеству.

Прошедшие 30 лет поварское ремесло и вправду приравняли к искусству. Современный шеф должен добиваться не только совершенства вкуса, но и изящества подачи, которую часто можно сравнить с работами современных художников. Восторженный выдох и блеск в глазах при виде приготовленного им блюда не менее важны, чем экстаз от совершенной комбинации ароматов и вкусов в тарелке. Именно поэтому в ставшем № 23 в рейтинге лучших ресторанов мира московском White Rabbit раз в неделю проводят занятия по художественной композиции и рисунку для поваров.

Как художнику нужно уметь использовать масло, карандаш и уголь, так повару важно знать классические и современные техники приготовления, понимать, как будут себя вести в разных условиях продукты, уметь предугадать, как изменится их вкус и как прозвучит выбранная им комбинация ингредиентов в новом блюде. Повара усердно жгут, взбивают, смешивают, проворачивают, ошпаривают, обдают ледяной водой, томят, жарят, парят, прибегают к сложным техническим ухищрениям... Сложно, почти невозможно представить, как умещаются эти многомерные, многоходовые композиции в голове самого обычного человека. Поварской труд груб и непривлекателен. Если заглянуть за глянцевую картинку побед и признания, обнаружатся пышущие жаром адские кухни, ожоги до мяса, порезы до кости, мат как речь, а не как экспрессивное высказывание, стресс, отупляющая, выматывающая работа по 15 часов на ногах. Творить в этих условиях сможет далеко не каждый.

Но в этой среде рождается и другое: взаимопонимание на уровне не слов и даже не жестов, а чуть приподнятой брови, взгляда, междометия. Дисциплина и способность оттачивать до автоматизма движения, которые определят судьбу будущего блюда. Ответственность. Страсть. И вдохновение.

В гастрономии оно сродни вдохновению модного дизайнера. И за тем, и за другим стоит 99% монотонного рутинного труда и толика идей, озаряющих утомленное сознание. Тем ценнее и многократно важнее успех, победа и признание повара, обязанного создавать новое каждый день, а не раз в сезон. Тем громче должны звучать аплодисменты в его адрес. Артефакты современной гастрономии эфемерны. Они остаются в памяти россыпью дразнящих акцентов, нюансами вкуса. Для будущего их сохранят литература и фотография. Используя их для фиксации собственной мимолетности, высокая кухня наших дней и в этом оборачивается искусством. Шеф становится не только поваром, способным виртуозно сочетать молодые побеги лука-порея с сахарным горошком и хрустящим беконом, рака превратить в жемчужину, а астраханскую щуку прорезать мраморной прослойкой из гребешка Северного моря, но превращается в артиста перформанса, хэппенинга. Фиксируя вкус наших дней, свои представления о высоком, захватывающем и бурлящем, такой шеф — самый что ни на есть актуальный художник современности. И кажущийся смешным и глупым атавизмом высокий поварской колпак превращается в жреческий убор, символ принадлежности к высшей касте просвещенных и посвященных в сокровенные тайны самого живого и изменчивого из известных нам искусств. Только вместо галерей и музеев оценивать его надо в ресторане.