Какие проекты нельзя пропустить на V Московской международной биеннале молодого искусства

Не только основной проект, но и параллельные

V Московская международная биеннале молодого искусства захватила город, в котором проросли выставки и проекты собравшихся со всего мира художников. Рассказываем, какие из них пропустить было бы ошибкой

«Глубоко внутри»: основной проект молодежной биеннале

Где: Трехгорная мануфактура

Когда: до 10 августа

Полина Канис, The Shift, 2015

С основным проектом много всего в этом году происходит в первый раз: и совершенно не предназначенное для экспозиции пространство (два этажа еще не приведенного в порядок заводского помещения Трехгорки), и молодой куратор, Надим Самман, как следует намудривший с темой выставки: «Глубоко внутри». Молодые художники должны были разобраться с тем, что же происходит в окружающем мире, полном технологий и всевозможных опасностей, от которых хоть и можно бежать на другие планеты, но оказывается сложно спастись от тотального контроля. В описании темы звучали и космос, и атом, и экономика, и социальная повестка дня. В результате среди экспонатов — модель Фукусимы, галерея потерявших память людей, оммаж выставке 0,10 (Кандинского заменяют планы эвакуации) и летающий в космосе мусор.

«Гиперсвязи»: стратегический проект молодежной биеннале 

Где: Московский музей современного искусства (Ермолаевский переулок, 17)

Когда: до 14 августа

Патрик Хоу, Object Interviews (Part II), 2013

Выставка от португальского киноведа, куратора и писателя (все в одном) Жуана Лаия удивляет размахом — на откуп ему отдали четыре просторных этажа Ермолаевского. Тема звучала как «Гиперсвязи», снова про связь всего со всем на свете: культуры, человека, человечества, природы и так далее. На поверку выставка вышла зрелищной, с разноцветными фонами и звуковыми эффектами, как признается сам куратор, популярной и, можно даже сказать, слегка с уклоном в фэшн, так что разглядывать ее можно, даже не заботясь об исходной точке сборки. Тем более что объекты здесь подобрались на удивление сентиментальные: чего стоят только растения, которые спят в гамаках в розовом неоновом свете (это работа авторства Адриена Миссики под названием «Реабилитационный центр дикой природы»). 

«Время обоснованных сомнений», стратегический проект молодежной биеннале 

Где: Государственный центр современного искусства 

Когда: до 14 августа 

Камерная работа двух молодых итальянских кураторов, Сильвии Франческини и Валерии Манчинелли, как влитая смотрится в пространстве ГЦСИ: с любовью к академическим проектам и выставкам-исследованиям здесь что-то подобное могло бы вырасти органично, как будто и само собой. Тема тоже бьется с заглавной «Глубоко внутри», и кураторы отобрали тех художников, которые проводят в своих работах исследования о границе реального с вымыслом, очищают исторические события от мистификаций политики и СМИ и выстраивают новые связи прошлого и настоящего. Здесь есть работы по всем актуальным вопросам: слежка госорганов, ксенофобия, расизм, фотографии Донбасса и даже школа глухонемых.


«В славном городе Воронеже», специальный проект молодежной биеннале 

Где: центр современного искусства «Винзавод»

Когда: до 31 июля

Воронеж за последние десять лет подарил современному искусству добротный набор художников, которых даже принято называть «воронежской волной» экспансии, прежде всего, «новых скучных» во главе с Арсением Жиляевым, живописцем Кириллом Гаршиным и небезынтересно воспевающим реди-мейд концептуалистом Николаем Алексеевым. Выставка «В славном городе Воронеже» оформлена в духе краеведческого музея с микроредакцией вымышленной «Лесной газеты» от Долгова, инсталляцией-бардаком от Горшкова, полетами с инопланетянами от Ножкина и квази arte povera палаткой от Арсения Жиляева. Все это как будто бы уже где-то было и может быть не один раз, но все равно смотрится целостно и, прости господи, задорно.

«Свежая кровь», параллельная программа молодежной биеннале 

Где: центр современного искусства «Винзавод»

Когда: до 31 июля 

Антонина Баевер и Арнольд Вебер «Свежая кровь», 2016

Вместо того чтобы строить из молодого искусства выставку достижений народного хозяйства, куратор Антонина Баевер устраивает в подвале настоящий рейв — с дым-машиной, диджейскими сетами и иронизирующими на ту же самую тему инсталляциями. Чайный гриб в мече, компьютерная игра за страдающих действующих лиц арт-сферы, вариации на тему селфи и клиники вечной молодости — молодежь рассказывает про молодежь, из чего складывается бодрая альтернатива довлеющей социально-экологической повестке биеннале.

 

«Тегеран. Столица заглавными буквами», параллельная программа молодежной биеннале 

Где: галерея «Триумф»

Когда:  до 24 июля

Таране Хемами «Коммеморативные марки», 2009

Выставки тегеранских художников с 2000-х определялись политическим нарративом: то это был анализ влияния западных арт-практик, то подборка рефлексирующих на политическую репрессию тем, то деконструкция однозначных схем иранской революции. В выпуске от галереи «Триумф» фокус направлен прежде всего на молодых художников и на их жизнь в разрушенном городе — все они родились после 1979 года и так или иначе осмысляют городские пространства, границы личного и публичного, акцентируют повседневные фотографии, снимают автострады и горы вокруг Тегерана и предлагают скульптуры для площадей.

«Выгодное предложение», параллельная программа молодежной биеннале

Где: Трехгорная мануфактура 

Когда: до 10 августа 

Может ли стрит-арт становиться частью биеннале или больших экспозиций, когда он по природе своей спонтанен? Этим вопросом и задается художник Дима Ребус, превративший фасад одного из зданий Трехгорной мануфактуры в Local 100 % extra lean art object — 100 % постный продукт. Свое произведение искусства Ребус упаковал в привычные для города и времени формы — в условиях, когда в магазинах мы бываем по нескольку раз за день, не оценить его иронию будет сложно. К слову, «Выгодное предложение» — не единственный проект галереи Artwin Gallery на биеннале. Также на просторах Трехгорки можно обнаружить работу Полины Канис под названием «Смена». В одноименном видео художница размышляет, как действия — даже не то чтобы значительные — одного героя могут изменить размеренное течение трудовых будней многих, помещая своих персонажей в пространства закрытого музея.