Иван Васильев: "Лучший способ сплотиться — сделать одно произведение искусства"

Интервью со звездой мирового балета

Иван Васильев готовится к премьере «Балета №1» — постановки, в которой он не только танцор, но еще хореограф и режиссер. Мы пробрались на одну из репетиций, чтобы под музыку Мориса Равеля расспросить Ивана о балете, отдыхе, мечтах и реальности, а 18 мая собираемся на «Балет №1» в Барвиха Luxury Village

Мы заходим в зал в самый разгар репетиции и именно в тот момент, когда Иван Васильев в буквальном смысле слова зависает в воздухе, показывая артистам своего «Балета№1» технический элемент со сложнопроизносимым названием. Для Ивана — дело обычное, для нас, конечно, фантастика. Через несколько секунд зазвучат вступительные аккорды из «Болеро» Равеля — репетируют второй акт постановки в хореографии Васильева, который явно знает, как сделать так, чтобы зрители онемели от восторга. Наш пример это вполне подтверждает. Впрочем, нужные слова мы быстро находим — общаться с Иваном интересно не меньше, чем смотреть на него в танце. Без промедления договариваемся перейти на «ты» — звезда мирового балета не страдает даже намеком на положенную статусу «звездную болезнь». 

Начнем с воспоминаний. Помнишь, какой был первый балет, который ты увидел на сцене? 

Скорее всего, это был балет «Жизель». Помню, что на балеринах там были пачки, а я сидел, совсем маленький, в зале и еще не все понимал. Когда все хлопали, я почему-то стеснялся и хлопал только двумя пальчиками. Мне было почему-то стыдно привлекать к себе внимание.

После этого ты и решил связать свою жизнь с балетом?
Я с трех лет занимался народными танцами и современными танцами тоже, а с семи лет пошел на классический балет. Так что да, по времени получается, что после той первой, запомнившейся мне постановки я и оказался в балетном классе.

Давай сразу обсудим разницу между классическим балетом и современной хореографией.
Это абсолютно разные, но притом очень связанные друг с другом виды искусства. Они уникальны по-своему, и мне нравится, что я могу танцевать и то и другое. Мне сложно сказать, что я люблю только классику или, наоборот, только современный танец, потому что это не так. Классика есть классика — это чистота, каноны, а современная хореография — это все что угодно. Да, такое определение будет самым подходящим. Она и правда может быть чем угодно.

Классика есть классика — это чистота, каноны, а современная хореография — это все что угодно

Ты исполнил роль Спартака в 19 лет, опередив тем самым Владимира Васильева, другого исполнителя этой роли, на 9 лет. Пример показательный. К своим годам ты уже станцевал главные партии в тех постановках, о которых принято грезить как минимум лет десять балетной карьеры. В связи с этим вопрос: о каких ролях ты мечтаешь сейчас? Остались такие?
Да, и правда, я станцевал многое из того, что хотел, о чем мечтал. Недавно вот, например, Ивана Грозного в одноименной постановке — это явно относится к тому, чего я сильно хотел. Есть балеты, в которых еще хочется танцевать, но ты знаешь, сейчас мне интересно немного другое. Мне хочется самому создавать. И я думаю, что это как раз тот момент, когда у меня появляются новые мечты — не только танцевать, но и что-то делать как автор, как постановщик и хореограф.

Давай как раз поговорим о этой новой для тебя роли. Совсем скоро, 18 мая, состоится премьера твоего «Балета №1». Расскажешь нам, что это за постановка?
Это программа из двух актов, первый — отдельные сольные номера, поставленные мной специально для артистов, участвующих в «Балете № 1». Мне хочется показать их в каком-то новом свете, чтобы каждый мог раскрыться по-настоящему, так что у каждого здесь — своя история, не связанная с остальными. Второй акт — это балет «Болеро» на музыку Равеля, где все мы выходим на сцену вместе и рассказываем уже одну историю — про жизнь, про мир, про характер. Я выбрал Равеля, потому что это прекрасная, ритмичная и по-настоящему захватывающая музыка. Когда я думал, что хочу поставить, она сама на меня «посмотрела». И тогда сразу все сложилось.

Это как раз тот момент, когда у меня появляются новые мечты — не только танцевать, но и что-то делать как автор, как постановщик и хореограф

Скажи, а как проходят репетиции? Какой ты руководитель?

Я не ругаюсь, хочу дать каждому свободу, но время еще есть, так что, как знать, может, я могу и подраться. (Смеется.) Мне хочется видеть, что артистам интересно. Все ребята очень талантливые и открытые, работать в таком коллективе действительно приятно. Я сам как танцовщик понимаю, что если артисту неинтересно, то в этом нет никакого смысла. А здесь я этот интерес вижу, есть у нас явно какая-то искра.

Ты был премьером Большого театра, потом уехал в Санкт-Петербург и стал премьером балетной труппы Михайловского театра, а в Большом — приглашенной звездой. Очевидно, что с обоими городами тебя связывает многое. Не буду заставлять выбирать между Москвой и Петербургом, но все же спрошу: какой город тебе ближе?
Я совсем не могу разделять города. Москва, Питер, Нью-Йорк, Лондон — все это просто города. Я в них приезжаю, работаю. Все они очень разные, театры разные и труппы тоже. Я могу точно сказать, что по-настоящему хорошо мне только там, где моя семья. Должно быть, это ощущение дома. Главное, чтобы было куда возвращаться.

У того, кто проводит дни, а порой, уверены, даже и ночи в репетициях, гастролях и выступлениях, все расписано по минутам. Как ты узнаешь о том, что происходит вокруг? Интересно ли тебе это?
С интереса как раз и надо начинать. Балетный мир, как и мир искусства, не связан с политикой, поэтому мы живем всегда в прекрасном творческом настрое, постоянно встречаемся с заграничными и российскими коллегами и всегда чувствуем себя одним большим коллективом. Искусство ведь создано для того, чтобы нести радость и объединять мир. И я правда считаю, что это лучший способ сплотиться — сделать одно произведение искусства.

Но ведь политика и общественность иногда вмешиваются в искусство. Вот взять хотя бы последний пример с «Тангейзером». Как ты к этому относишься?
Без комментариев.

Давай поговорим о том, как ты отдыхаешь.
О-о-о! (Иван заметно оживляется.) Я очень люблю есть, причем много и вкусно. Жена у меня готовит очень хорошо. (Первая солистка Большого театра Мария Виноградова, жена Ивана, во время нашего разговора сидит рядом и улыбается чересчур скромно.) Я сплю, я лежу. В общем, отдыхать я умею, но недолго. В какой-то момент я от этого устаю и снова хочу оказаться в репетиционном зале.

Скажи, а какой из всех исполненных героев ближе именно тебе?
Все-таки я Спартак. Лидерские качества, чувство справедливости и желание преодолевать тут явно берут верх. Поэтому как-то вот так.

Какой из Ивана лидер, мы сможем проверить уже 18 мая на премьере «Балета №1».