Как искусство выживает в кризис и где искать вдохновение? Говорят художницы

Мы продолжаем серию материалов, в которой люди искусства рассуждают о работе в периоды кризисов и затишья. На этот раз поговорили с тремя женщинами-художницами о вдохновении и переменах к лучшему.


АЛИСА ГУЛКАНЯН

Во все времена меня вдохновляла и вдохновляет природа. Случается, что нужно немного перезарядиться, подумать, тогда я беру билет до своего родного города (Казань), отправляюсь на дачу, что стоит на реке Волге, и созерцаю местные красоты несколько спокойных дней подряд. Такая поездка заряжает меня на несколько месяцев плодотворной работы вперед. Кроме того, у меня есть еще несколько таких «мест силы», все они помогают мне не раскисать и оставаться в творческом тонусе.

При удачном стечении обстоятельств из любого этапа можно извлечь для себя что-то хорошее (в творческом плане, разумеется). Раньше я могла работать исключительно в драматичные эпизоды своей жизни, когда из тебя рвется наружу нечто такое, что ты потом преобразовываешь в объект искусства, наделяя его смыслом. Сейчас же я больше тяготею к спокойствию, оно не расслабляет как раньше, а наоборот, позволяет выдохнуть и не бежать. Думаю, это достаточно индивидуальный вопрос.

Во время локдауна в 2020 году я создала серию работ под названием «Зеркало». Это небольшие зарисовки, сделанные с помощью карманного зеркальца. В отражении зритель видит то, что оказалось за пределами объектива воображаемой камеры, — небо, цветущую яблоню, улиток и настоящий волшебный лес.

Я использовала зеркало как метафору иного измерения пространства. Таким образом, не выходя за пределы своей квартиры, я фантазировала и грезила о разных местах, где не могла оказаться прямо сейчас. С тех пор с зеркалами я не расстаюсь. Это тот инструмент, который помогает мне показать отстраненность и двойственность, а также позволяет погрузиться в любой мир, который только захочу.

Искусство обладает способностью переосмыслять жизнь через новую призму, мощно влияя на общество. При этом меняя взгляды и ценности зрителей по отношению к реальности. Сейчас работы молодых художников все чаще транслируют важные социальные проблемы. Думаю, это может стать катализатором, который окажет значительное влияние на мир. Да и, в принципе, так было всегда.

УВЕРЕНА, ЧТО КАЖДЫЙ ХУДОЖНИК ХОТЕЛ БЫ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, МНЕ ХОЧЕТСЯ В ЭТО ВЕРИТЬ.

К сожалению, я по натуре очень беспокойный человек. И лично для меня по ощущениям нет особой разницы между работы в спокойной или не очень обстановке. Разве что тревоги и рефлексии больше. А если рассуждать о смыслах, которые обрастают вокруг реалий, то, как мне кажется, тебе либо есть что сказать, либо нет, вне зависимости от того, что происходит вокруг.


ВАРЯ ЩУКА

На работу меня вдохновляет детство, ощущение мира в том состоянии ума. Россия. Наблюдение за миром, за его мелочами, красо́тами, шероховатостями. Кризисные и спокойные времена — это субстанции, которые питают по-разному. Кризис, как общий, так и личный, создан для перерождения. А переродившись, художник стабильно и эффективно работает в спокойное время.

Прошлым летом я сделала серию работ «Счастливое детство». Это терапевтический, необходимый для меня личный проект. Он про те милые места, где мне хорошо и совсем не тревожно. Если расставить эти работы рядом, то можно оказаться в летнем путешествии, хронология которого не важна, а суть его в том, что построить дом для хомяка бывает важнее всего остального.

ДУМАЮ, ЧТО ИСКУССТВО МОЖЕТ МЕНЯТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ С ПОМОЩЬЮ МЕХАНИЗМОВ РАДОСТИ. КРАСИВОЕ, ТРОГАТЕЛЬНОЕ, ЧИСТОЕ, ЗАБАВНОЕ — ТАКОЕ ИСКУССТВО МОЖЕТ СТАТЬ НАШИМ МАЛЕНЬКИМ СЕКРЕТОМ, ЛАРЦОМ С ПРЕКРАСНЫМ СОДЕРЖИМЫМ. ОНО ПОМОГАЕТ НАМ СПРАВЛЯТЬСЯ С НЕЗЫБЛЕМЫМ И СЛОЖНЫМ, ДАРЯ СИЛУ, КОТОРАЯ НУЖНА ДЛЯ ПЕРЕМЕН.

Я думаю, что каждый хочет быть частью мира и нести то, что умеет. Таким образом меняя мир, но не всегда к лучшему. В спокойное время мои подходы к работе выглядят стабильно и уверенно. А в кризис это настоящие качели, на которых мои состояния меняются от полного ступора до максимальной эффективности и неутомимости.


АЛИСА ГОРШЕНИНА

На работу меня вдохновляет Урал, поиск национальной идентичности, деревня, в которой я родилась, мое тело и его болезни, детские рисунки и фантазии прошлого, старый личный дневник с подростковой болью. Меня в целом вдохновляет жизнь и все, что она содержит. Иногда банально вдохновляют материалы или просто цвета, атмосфера. Но чаще всего вдохновляют мои же работы, те, что ежедневно окружают меня. За 28 лет своей жизни я обросла искусством. Каждая клеточка моего дома пропитана тем, что я делаю, я создала очень комфортную атмосферу, в которой новые работы появляются естественно, не вымученно, иногда достаточно просто зайти в мастерскую или другую комнату моего дома, и в голове сразу появляется множество новых мыслей. Меня питает мир, что я создала. Так было до 24 февраля, с этого момента все сломалось, и сейчас я медленно начинаю восстанавливать разрушения, при этом не закрывая глаза на реальность.

В спокойное время я больше думаю о визуальной составляющей, о концепции, о том, не глупа ли моя идея, имеет ли она право на существование. Я много думаю. Когда спокойствие рушится, то в работах больше эмоций, я спасаюсь и выговариваюсь через искусство, я не думаю о том, хороша ли моя работа и что о ней подумают люди, я думаю лишь о том, что мне важно сказать через работу. Возможно, это немного топорно, естественно, это не означает, что творческий процесс разделяется на спокойное и неспокойное время и что я всегда действую исходя из вышеописанных моделей поведения, я лишь хотела в общих чертах показать, что моя активность всегда неизменна, меняется лишь подход.

В кризисном контексте я создала очень много работ, начиная с подросткового возраста. Я часто переносила свои переживания из реальной жизни в искусство. Но здесь речь идет о моих личных проблемах. Внешний мир постепенно внедрялся в мир моего искусства, но я, признаться честно, долго держала дистанцию. Мне хотелось, чтобы у меня было свое личное безопасное место. Со временем я поняла, что могу говорить о сложных вещах (которые, к примеру, происходят в мире или моей стране) через искусство. В последние месяцы я создала несколько работ, например, серию «Слышу голоса России». Это работы, которые говорят со зрителями одной простой фразой или словом. Например, словом «мир». Еще есть работы, которые «безопасно» говорят о моих чувствах, все мое искусство будто плачет сейчас. Когда слова забирают, я начинаю говорить на языке чувств. Я бы хотела в это верить, но практика показывает обратное. Если брать искусство России, то здесь скорее можно увидеть много классных художниц и художников, которые много рефлексируют, но не меняют мир. Они отражают время, но не воздействуют на него. Это мое субъективное мнение, возможно, я ошибаюсь, возможно, сужу по себе. Я не чувствую, что меняю мир, возможно, это сложно разглядеть, когда ты находишься в процессе. Думаю, история рассудит.

Я КАК ЧЕЛОВЕК В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НЕ КАК ХУДОЖНИЦА, ХОЧУ БЫТЬ ПОЛЕЗНОЙ И СДЕЛАТЬ ХОТЬ КАКОЙ-ТО ВКЛАД В БУДУЩЕЕ, НО ПОКА ЧТО У МЕНЯ ПОЛУЧАЕТСЯ ЛИШЬ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРОБЛЕМАМ, НО НЕ РЕШАТЬ ИХ.

Думаю, что историю интереснее проживать, чем изучать. Именно поэтому мой любимый период в истории искусства — сейчас. Я являюсь частью этой истории, пишу ее и пока не знаю, что будет в конце.