Арт-планы на неделю: 11—17 января

Лучшее в музеях, кино и театрах

Воспоминания о Советском Союзе в фотографии и архитектуре, фильмы-лауреаты «Золотого глобуса», Chanel и «Русские сезоны» Дягилева — снегом московскую культурную жизнь не засыпало

ВЫСТАВКИ

«Зима будет холодной. Михаил Савин»

Где: Центр фотографии имени братьев Люмьер

Когда: до 24 января 

«Зима будет холодной» — выставка, организованная к 100-летнему юбилею Михаила Савина, не только про суровую русскую зиму, но и про прохладные, если не сказать иначе, отношения Советского Союза с западным миром. Во время своих поездок в Европу Савин успевал снимать не только протокольные встречи, например Хрущева и Кеннеди, но и саму жизнь за «занавесом»: вот женщины идут по улице Парижа, вот в газетном киоске продают прессу, а вот мужчина в парке читает с видом на спешащий куда-то город. 

«Семь минут на меланхолию»

Где: галерея «Триумф»

Когда: до 19 января

В галерее «Триумф» — персональная экспозиция Владимира Дубосарского, нацеленная на демонстрацию творчества второго автора из дуэта Виноградова и Дубосарского. Художник сразу признается в том, что полюбил хаотичность: «В последнее время мне интересно создавать "неправильные выставки", выставки-хаос, которыми ты сам уже не управляешь, и когда не может быть ясной и однозначной интерпретации, а смыслы для меня самого порой неразличимы так же, как и для зрителя», — и выставляет живопись и графику, созданную им за последний год. 

«Волшебная клетка»

Где: Музей Анатолия Зверева 

Когда: до 8 марта 

Выставка, одной из целей которой является подробно рассказать об обращении Анатолия Зверева к анималистическому жанру (действительно подробно: на экспозиции больше восьми десятков рисунков художника), успевает еще и проводить параллели с современным искусством. Помимо произведений самого Зверева здесь немало работ современных художников, ожививших образы с полотен русского авангардиста. 

ЛЕКЦИИ

«Мирное соревнование или холодная война?»

Где: музей современного искусства «Гараж»

Когда: 14 января в 19:30

Лекция, посвященная советской архитектуре, расскажет о том, почему в 50-е годы государство снова вспомнило о модернизме. Не обойдется и без анализа советского и американского павильонов на Всемирной выставке 1958 года, Американской выставки в Сокольниках, прошедшей в 1959-м, и новых павильонов ВДНХ. Поговорят и об Останкинской башне, Новом Арбате, станции технического обслуживания автомобилей «жигули» на Варшавском шоссе, архитектуре НИИ и вычислительных центров. В общем, о том, без чего сегодняшнюю Москву представить сложно. 

«Chanel: "Русские сезоны", Уорхол и концептуальное искусство»

Где: DI Telegraph

Когда: 16 января в 19:00

Имя Коко Шанель столь же плотно связано с историей культуры, как, собственно, и с историей моды. То, что основательница Chanel создавала костюмы для «Русских сезонов» Дягилева, даром для модного дома не прошло. Карл Лагерфельд продолжил в том же духе и о культурных кодах не забыл. О том, к чему это приводит и как объединяет искусство и моду, можно будет узнать на первой лекции целого цикла, посвященного как раз «Искусству в истории легендарных домов моды XX—XXI веков». 

КИНО

«Омерзительная восьмерка»

Когда: в прокате с 14 января

Новый фильм Квентина Тарантино оборачивается чередой убийств, что, впрочем, никакая не новость — Тарантино же. Один охотник за головами, одна пленница и шестеро незнакомцев, которые при ближайшем рассмотрении оказываются людьми не самыми приятными. Малой кровью эта встреча не обойдется никак, и кто в результате останется в победителях — большой вопрос.

«Выживший»

Когда: уже в прокате

Роль, принесшая Леонардо ДиКаприо сначала номинацию на премию «Золотой глобус», а затем и саму заветную статуэтку. Cуровые погодные условия требуют от траппера Хью Гласса недюжинной выдержки, умения не сдаваться и жить не благодаря, а вопреки. Предательство, смерть и запредельные морозы — Дикий Запад диким зовется неслучайно. 

«Холодный фронт»

Когда: в прокате с 14 января 

Режиссерский дебют кинокритика Романа Волобуева наконец-то добирается до широкого проката. Действие русского триллера происходит на севере Франции, так что помимо весьма захватывающего сюжета, который начинает разворачиваться с появления в жизни главных героев странной девушки Маши (Светлана Устинова), обещает еще и запоминающиеся пейзажи. Упускать их было бы обидно, так что выясняют отношения Саша (Дарья Чаруша) и Илья (Александр Молочников) не только в своем доме, но и за его пределами. 

«Стив Джобс»

Когда: уже в прокате 

На этот раз историю основателя Apple взялся рассказывать Дэнни Бойл, выбравший на роль Стива Джобса Майкла Фассбендера. Сюжет, между тем, касается не только и даже не столько значительных достижений Джобса на технологическом поприще, сколько его отношений в семье. Довольно быстро выясняется, что он, конечно, гений, но вообще-то еще и в достаточной степени тиран, ужиться с которым не так-то просто. Жизнь человека, подарившего нам айфоны и айпады не с той стороны, с которой мы привыкли ее видеть, и Аарон Соркин («Социальная сеть», «Человек, который изменил все», «Служба новостей») в сценаристах ленты — о проведенном в кино вечере вы не пожалеете. 

СПЕКТАКЛИ

«Евгений Онегин»

Где: Театр имени Евгения Вахтангова

Когда: 12 января в 19:00

Сколько Пушкина ни ставь, каждая новая постановка окажется новым же словом, открывающим давно знакомый роман с совершенно другой стороны. Собственно, это и доказывает Римас Туминас вместе с артистами Театра имени Вахтангова. Облеченный в драматическую форму (а не оперную или балетную), «Евгений Онегин» становится той самой «энциклопедией русской жизни», то затихшей, то шумящей с одной лишь ей подвластной силой. 

«Это тоже я. Вербатим»

Где: театр «Практика»

Когда: 12 и 13 января в 20:00

Подопечные Дмитрия Брусникина, на тот момент еще студенты Школы-студии МХАТ, собрали истории реальных людей (характеризующий формат постановки термин «вербатим» — документальный театр —  в названии спектакля фигурирует неслучайно) и теперь рассказывают их со сцены «Практики». В жизни, перенесенной из метро, кафе, улиц и магазинов на театральные подмостки, оказывается немало смешного и трагичного, что позволяет не только посмеяться и поплакать, но и увидеть за частным общее.