Арт-направление: Аlserkal Avenue

Культурный центр Ближнего Востока

Рассказываем об арт-хабе, расположившемся в индустриальном квартале в Дубае и ставшем самой заметной точкой на богемной карте города

Арт-квартал Аlserkal Avenue — дубайская географическая локация, едва ли оправдывающая свое название: на самом деле это вовсе не широкий проспект, а лабиринт из узких переулочков, «протекающих» между промышленными складскими ангарами. Традиционно четыре раза в год они заполняются роскошными «Гелендвагенами» и «Феррари» с двузначными номерами, говорящими об их принадлежности к королевским «конюшням». Сияющие огни квартала, звон бокалов и вавилонский щебет богемы со всего света обозначают открытие очередного арт-сезона.

История Аlserkal Avenue началась в 2007 году, когда известный в Дубае предприниматель, коллекционер и меценат Абдулмонем Аль Серкал загорелся идеей обустроить на территории семейной мраморной фабрики квартал искусств, по примеру Gillman Barracks в Сингапуре, Mayfair и Shoreditch в Лондоне или Meatpacking District в Нью-Йорке. «Я начал изучать искусство в детстве, поскольку его коллекционировал мой отец, он обожает книги, исламское искусство и каллиграфию, — рассказывает Абдулмонем Аль Серкал. — Во время путешествий и обучения в Штатах я наблюдал за тем, как оно меняет окружающее пространство. Создавая арт-квартал в районе Al Quiz, мы не собирались конкурировать с другими мировыми столицами — нашей идеей было создать культурный центр в регионе Ближнего Востока, Африки и Южной Азии, обозначить его ценность — и у нас это получилось».

Абдулмонем Аль Серкалл

Глава семейства Исса бен Нассер Аль Серкал — арт-коллекционер, основатель музея автомобилей в районе Дубайского аэропорта и не менее активный путешественник. Когда мы вместе гостили в Москве, он, единственный из всей большой арабской делегации, встал в шесть утра и отправился пешком от Лубянки на Красную площадь, чтобы успеть к открытию Исторического музея. «Мои дети не стали предпринимателями — они увлеклись искусством и все, что сделали, придумали сами от начала до конца и построили на собственные деньги», — сказал мне Исса бен Нассер во время очередного путешествия.

Первым резидентом нового арт-хаба стала галерея Ayyam Gallery: так ее основатели, уроженцы Сирии Халид и Хишам Самави обозначили свое желание продвигать в Эмиратах искусство талантливых современников и соотечественников, в том числе и начинающих. После в ангары потянулись Carbon 12 и Isabelle van den Eynde — галереи, цель которых — популяризация творчества европейских и иранских художников на Ближнем Востоке. Пространство постепенно заполнялось, и на серых стенах за прошедшие годы появились вывески «ветеранов» арт-сцены The Third Line и Green Art Gallery, платформы для роста ближневосточных художников Lawrie Shabibi, а также частного музея Salsali Private Museum, где известный иранский меценат Рамин Сальсали выставляет свою коллекцию.

Safwan Dahoul "Dream 108", 2014 (Ayyam Gallery)

Ghazel "Phoenix 3", 2015 (Carbon 12)

Seher Shah "Machrie Moor I", 2015 (Green Art Gallery)

Процесс органического роста Аlserkal Avenue вовлекает в себя все новые жанры и шагает за пределы спектра визуальных искусств. Например, галерея A4 Space объединила кинокомнату, творческое пространство, кафе и библиотеку и превратилась в место сбора креативного сообщества. Проект Cinema Akil проводит в этом пространстве многочисленные кинофестивали и ретроспективы, незаменимые для поклонников артхауса. Практически параллельная реальность гламурного и ультрамодного Дубая.

Cinema Akil

2015 год стал для культурного квартала периодом масштабной экспансии: территория утроилась в размерах, что позволило привлечь на нее более 40 новых креативных проектов в области арта, архитектуры, дизайна и — в эпоху расцвета фуди-культуры — кулинарии. В общей сложности, сегодня в Аlserkal Avenue «прописаны» 94 галереи современного искусства, творческие организации и альтернативных пространства. Здесь есть даже уличный театр и школа театрального мастерства — The Junction.

Инсталляция Mary Ellen Carroll "The Circle Game", 2016

В числе последних приобретений бывшей промзоны Дубая — всемирно известная Leila Heller Gallery — кстати, крупнейшая на сегодняшний день по площади коммерческая галерея Ближнего Востока (15 тысяч кв. футов). Пространство практически подбросило Дубай на новый культурный уровень, проведя в начале года выставку интерьерных предметов гениальной Захи Хадид, сместившей горизонтали и вертикали в мире архитектуры. Прямо сейчас, до 25 апреля, в галерее гостит первое на Ближнем Востоке соло-шоу «бедного» итальянца Микеланджело Пистолетто (одного из лидеров движения «Арте повера»).

Микеланджело Пистолетто. Black and Light Flux WHITE, 2008 (Leila Heller Gallery)

Абдулмонем Аль Серкал c работой Микеланджело Пистолетто

Не менее знаковым стало и появление MB&F M.A.D. Gallery, специализирующейся на кинетическом искусстве. Автор идеи — известный часовых дел мастер Максимилиан Бюссер. Аналогичные галереи, погружающие посетителей в чудный мир механических арт-устройств, давно и успешно функционируют в Женеве и Тайпее. В дубайской коллекции — эксклюзивные «Световые машины» немецкого скульптора Фрэнка Бухвальда, движущиеся скульптуры китайского мастера Сиа Хана и футуристичные «машины» с двигателями от японца Чикары Нагаты. По признанию основателя галереи, даже если гости не смогут позволить себе приобрести дорогостоящие экспонаты, у них появится возможность подержать в руках ключи от вселенной, о которой, в век электронных гаджетов, они могли даже и не слышать.

Среди тех, кто постепенно осваивает Аlserkal Avenue, — хорошо известный в европейском круге арт-коллекционеров галерист Стефан Кусто с Custot Gallery, фонд Jean-Paul Najar Foundation с коллекцией абстракционизма, отражающей развитие направления с 60-х годов, а также студия каллиграфии знаменитого в регионе художника-граффитиста El Seed. А совсем скоро публике будет явлено новое уникальное выставочное пространство — его уже проектирует бюро Рема Колхаса OMA.

Custot Gallery

Инсталляция Mohammed Kazem "My Neighbours"

Почему галереи с международной репутацией «оседают» в Аlserkal Avenue, а не, к примеру, в ультрамодной среде Dubai Design District, где есть для жизни все, в том числе такая желанная инфраструктура? Возможно, потому, что в квартале промышленного района сохранились романтика и аутентичность. Или же речь идет об экономии бюджетов. Есть варианты. Однако сегодня, несмотря на то что дубайский арт-хаб становится все более коммерческим, он не теряет своей прелести. Как говорит Абдулмонем Аль Серкал: «Потому что мы самодостаточны».

Текст: Наталья Реммер