80-летие Петра Наумовича Фоменко

Юбилей знаменитого театрального режиссера

"Есть тайны, которые не нужно разгадывать, но с которыми нужно жить" — слова театрального режиссера Петра Наумовича Фоменко о "Пиковой даме" применимы к нему самому. Как хулиган-новатор стал народным артистом и обладателем немыслимого числа премий и наград? Мы не будем разгадывать эту тайну, только попробуем прикоснуться к ней. Его отчислили из Школы-студии МХАТ, сняли с поста руководителя Ленинградского театра комедии, его спектакли много раз закрывались, снимались и не выпускались — а сегодня он стал воплощением традиции и хранителем тайны русского театра и словесности. "Петр Наумович — это на сегодняшний день тот Атлант, который один поддерживает все более шатающееся здание нашего современного театра, из которого каждый день пытаются выгнать слово, а вместе со словом и человека", — говорит актриса Людмила Максакова.

Бережное отношение к художественному слову, изысканная музыкальность, мягкое, любящее обращение с артистом сочетаются в стиле Фоменко с гротеском, необузданностью фантазии и преувеличенной театральностью. Москва, Ленинград, Тбилиси, Париж и Зальцбург в разное время с замиранием сердца следили за его постановками. Петр Наумович подбирает репертуар очень трепетно, но всегда блестяще. Для него, кажется, не имеет значения страна, эпоха и популярность выбранного произведения. Романы, повести, пьесы, дружеские капустники будут поставлены ярко и вдохновенно, стоит лишь режиссеру влюбиться в текст. Знаменитый театральный остряк Валентин Гафт однажды сказал: "Петя мог бы поставить спектакль по телефонной книге, не потому что там имя, фамилия, отчество, адрес, а потому что там живые люди — больные, здоровые, влюбленные, счастливые, огорченные, самоубийцы и возвращенные в жизнь, дети, взрослые, старухи, старики. Это Петин материал. Петя знает жизнь". 

20 лет своей жизни Петр Фоменко посвятил преподаванию. Набранный им в 1988 году курс оказался настолько дружным и удачным, что в 1993 году в Москве появился новый театр — Мастерская Петра Фоменко. Три поколения учеников маэстро за 19 лет существования театра создали 36 спектаклей. И артисты, и режиссеры театра мыслят и работают в едином стиле, поэтому каждому зрителю можно посоветовать каждый спектакль Мастерской Петра Фоменко. Buro 24/7 поздравляет Петра Наумовича с 80-летием и вспоминает три последние режиссерские работы Фоменко в стенах собственного театра.

Триптих по произведениям А. С. Пушкина

Сентиментальный анекдот "Граф Нулин", "Каменный гость" — маленькая ироничная трагедия и бурлеск-эклектика "Сцена из Фауста". Водевиль, плавно превращающийся в трагедию, вызывает ассоциации с "Божественной комедией" Данте и дарит зрителяю упоительное звучание стихотворного текста.

"Сказка Арденнского леса" Ю. Кима по канве Шекспира "Как вам это понравится"

"Открытая репетиция бывшей стажерской группы театра" поставлена на фантазию давних друзей, Кима и Фоменко, написанную 40 лет назад. Неформальная обстановка репетиции, молодая артистическая кровь, 15-летие театра, масса отсылок к другим спектаклям — все это позволяет зрителю прикоснуться к внутренней жизни театра.

"Бесприданница" А. Н. Островского

Первая премьера в новом здании театра, нависающем на берегу Москвы-реки, как будто посвящена реке. Лариса в исполнении актрисы Полины Агуреевой представляется в необычном виде — вместо томной красавицы Фоменко увидел в ней почти Катерину из "Грозы", как будто почти готовую броситься в Волгу.

Текст: Екатерина Чудакова 

13.07.12, 20:20