«Меня преследует архетип Раскольникова». Интервью с актером Театра имени Пушкина Александром Дмитриевым

В начале сентября в Театре имени Пушкина состоялась громкая премьера — спектакль Дмитрия Крымова «Костик» по мотивам чеховской «Чайки». Заглавного героя, Константина Треплева, сыграл Александр Дмитриев. 12 и 13 ноября ему снова предстоит выйти на сцену в главной роли — на этот раз в «Стражах Тадж-Махала» Алексея Золотовицкого. В интервью для BURO. актер рассказал об этих постановках.


Как ты справляешься с волнением перед спектаклем?

Самый большой стресс я испытываю перед «Костиком»: в день спектакля просыпаюсь очень рано, меня трясет. Помогают дыхательные практики Вима Хофа (житель Нидерландов, получивший известность благодаря умению переносить очень низкие температуры и контролировать различные системы организма. — Прим. BURO.), холодный душ, медитация — молчание, способствующее проверке «внутренних настроек». Главное — не бороться с волнением, а взять его под контроль, не позволить ему захватить тебя, использовать его себе на пользу. Для меня волнение стало базой, на которой можно построить роль. Страшно, наоборот, перестать его ощущать, быть абсолютно спокойным перед выходом на сцену. На некоторых спектаклях такое случается — это плохой показатель, это значит, что я потерял интерес к роли.

А есть ли роль, которую ты мечтаешь сыграть, но к которой пока не готов?

Еще со времен обучения в Школе-студии МХАТ меня преследует архетип Раскольникова. Хотя, честно говоря, Достоевский мне никогда не давался. И сейчас у меня нет ни малейшего представления, как бы я его сыграл! Вообще не понимаю, как сегодня можно работать с этим автором: все-таки его тексты не приспособлены под театр, актерски он очень сложный.

Почему, по-твоему, артисты все чаще пробуют себя в режиссуре? Хочешь ли сам поработать в театре в другом качестве?

До Школы-студии я учился два курса в Высшей школе экономики на факультете рекламы и даже успел поработать в рекламном агентстве. Там мы придумывали вирусные ролики, и этот креатив меня увлекал, развивал творческие способности. И я знаю, что если потребуется что-то придумать, я придумаю. Но не хочу ничего из себя «выдавливать», хочу, чтобы материал нашел меня сам. Пусть это будет естественно. Пусть появятся книга, пьеса, сюжет, которые разбудят во мне желание стать постановщиком. А когда человеку «надо» сделать спектакль, потому что модно или хочется кому-то что доказать, — это, по-моему, тупиковый путь.

Имея опыт обучения в неактерском ВУЗе, как ты считаешь, каких предметов, курсов не хватает сегодня в образовании артистов?

Работы с камерой: может быть, ВГИКа это касается в меньшей степени, но в Школе-студии МХАТ такого курса нет вообще. Этот навык, жизненно необходимый для кино, артисты получают после выпуска, непосредственно на съемочных площадках, когда права на ошибку и времени учиться уже нет. Мои друзья, закончившие театральный институт в Венгрии, рассказывали, что у них были занятия с кинорежиссерами, с операторами. Они проводили пробы, снимались в учебных работах. К тому же сейчас, когда работа с видео в театре стала обычным делом, без умения взаимодействовать с камерой актеру приходится непросто.

А без чего еще не обойтись актеру в современном театре? Есть распространенное мнение, что артист должен уметь все.

Уметь все — очень красивая утопия, с которой я познакомился в Школе-студии. И, безусловно, такие «всемогущие» артисты есть, но они скорее исключение. Я сам, занимаясь этой профессией, многому научился — даже открыл в себе какие-то способности, о которых раньше не подозревал. Понял, что могу больше, что, возможно, приложив определенные усилия, способен на все. Но насколько мне это нужно? Какова цена этой прекрасной идеи о синтетическом актере?.. Сейчас я пришел к мысли, что артист прежде всего должен развивать свои сильные качества.

Считаешь ли ты, что если скучно, надо уходить с выставки, со спектакля, выключать фильм? Или всему даешь шанс?

Фильмы обычно выключаю, жалко времени. А вот в театре все немного иначе. Даже скучный спектакль я досматриваю, потому что последняя сцена иногда переворачивает все. У меня было так несколько раз — я заставлял себя остаться и потом не пожалел. И, конечно, остаюсь из уважения к коллегам по цеху, к их труду. В моей биографии были случаи, когда, играя в студенческих спектаклях, я видел, как именитые режиссеры уходили. Не давали нам, молодым артистам, шанса. Меня это очень расстраивало. Я не хочу быть таким, не хочу отбирать у других шанс.

Если предложат главную роль в фильме очень известного и любимого тобой режиссера, готов ли будешь уйти из театра?

Все, конечно, зависит от материала и режиссера, но сейчас я не готов навсегда расстаться с театром. Здесь я чувствую себя как дома, сцена дает мне уверенность в себе, в некотором отношении она смысл моего существования. А кино пока что неизведанная территория.

В спектакле «Стражи Тадж-Махала» очень важна тема дружбы: главные герои не разлей вода, но их отношения будут подвергнуты серьезному испытанию. Есть ли у тебя друзья, с которыми ты вместе с детства?

Да, у меня есть лучший друг, друг детства, и более того, мы занимаемся одной профессией. Мы переживали разные периоды, ссорились, мирились, отдалялись и сближались… Но несмотря ни на что, в каких бы мы ни были отношениях, я знаю, что мы есть друг у друга и в случае беды придем на помощь. По-моему, очень важно иметь такого человека, которому можно позвонить в любое время, высказать все, что на душе, пожаловаться, пострадать, разделить радость.

Расскажи о спектакле «Стражи Тадж-Махала» в пяти прилагательных.

Страшный. Кровавый. Изобретательный. Чувственный. Остроумный.

08.11.21, 13:57