Шотландия, замки, Вальтер Скотт: гид по выставке создателя фотографии Уильяма Тальбота

Как появился «шотландский» альбом одного из изобретателей фотографии

Завтра, 6 февраля, в Пушкинском музее открывается выставка произведений одного из изобретателей фотографии — Уильяма Генри Фокса Тальбота. Именно он изобрел негативно-позитивный процесс, на котором основывается вся фотография XX века. Тальбот был ученым с широким кругом интересов: математика, химия, физика. Изобретение фотографии стало результатом пересечения этих дисциплин. Куратор выставки «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» Ольга Аверьянова рассказала Buro 24/7 о самом Тальботе и его альбоме «Солнечные картинки Шотландии», некоторые из снимков которого представлены на экспозиции.

 

 

Опыты Тальбота с растворами поваренной соли и нитрата серебра привели в 1834–1835 годах к изобретению «фотогенических рисунков», которые создавались без использования фотоаппарата: к обработанному листу прикладывался предмет (кружево, лист растения), который отпечатывался на бумаге под воздействием солнечного света — таким образом получался негатив; затем этот лист прикладывался к другому, под солнечным светом на бумаге получался отпечаток — позитив.

С 1840 года Тальбот использовал камеру-обскуру с линзой для создания бумажных негативов. Этот процесс он назвал «калотипия» (греч. kalos— красивый и typos — отпечаток) и запатентовал в 1841 году. Позитивные отпечатки, которые получались с калотипных негативов, называются соляной печатью, или печатью на соленой бумаге. Снимки закреплялись в растворе бромистого калия или гипосульфита натрия. Отпечатки Тальбота отличает матовая бархатистая поверхность с довольно плавными переходами от света к тени, но без четкой детализации, их цветовая гамма — от бледно-желтого до коричневого. Поскольку отпечатки на соленой бумаге быстро угасают и желтеют, этот метод печати потерял популярность после появления альбуминовой печати в начале 1850-х годов.

 

«Солнечные картинки Шотландии»

 

Тальбот продемонстрировал все возможности фотографии и свою роль в ее изобретении на страницах альбома «Карандаш природы» («Pencil of Nature» 1844–1846) — первой книги, иллюстрированной настоящими фотографическими отпечатками. В 1845 году Тальбот издал другой альбом — «Солнечные картинки Шотландии» («Sun Pictures in Scotland») с оригинальными фотографиями, созданными во время поездки по Шотландии.

В XVIII–XIX веках появилась своеобразная мода на путешествия. Англичане придумали гранд-тур — путешествие, которое совершали молодые люди из аристократических семей в качестве завершающего этапа образования. Оно могло длиться несколько лет, маршрут обычно пролегал через Францию, Центральную Европу и Италию. Период 1830–40-х годов был отмечен особым интересом к творчеству шотландского писателя Вальтера Скотта, известного своими красочными описаниями пейзажей. Благодаря его романам Шотландия стала популярным местом среди путешественников. В октябре 1844 года, вдохновившись биографией и произведениями писателя, Тальбот отправился в места, связанные с его именем, чтобы сфотографировать замки, руины, готические памятники, реки и холмы Шотландии.

 

 

 

Благодаря романам Вальтера Скотта Шотландия стала популярным местом среди путешественников

 

Альбом с 23 отпечатками в технике калотипии был издан тиражом 120 экземпляров, которые можно было приобрести только по подписке. Список подписчиков включал около 100 имен, и первой в нем была королева Виктория. Разное качество отпечатков в большей части экземпляров «Солнечных картинок Шотландии» связано с нестабильностью новой технологии. Многие отпечатки, по всей видимости, начали выцветать сразу. По данным профессора Ларри Шаафа, специалиста по наследию Тальбота, до наших дней сохранилось менее 25 экземпляров этого альбома.

Альбом был оформлен в изысканную зеленую тканевую обложку с тисненым золотом названием и четырьмя виньетками. Поясняющих текстов к фотографиям не было, только две страницы со списком работ. На титульном листе в качестве эпиграфа были помещены строки на латыни из поэмы Вергилия «Георгики»: «Мне любо на этих нагорьях, там, где ничья колея не вилась до криницы Кастальской». Цитата из классической литературы повышала статус издания в глазах читателя и ассоциировалась с темой путешествия как времяпрепровождения.

Будучи хорошо образованным человеком с разносторонними интересами, Тальбот прочувствовал «живописную эстетику» жанра видовой фотографии и отразил романтические настроения эпохи. На первый взгляд последовательность изображений видов Шотландии может показаться тривиальной, но на самом деле сборник был призван изменить устоявшиеся традиции издательской деятельности и открыть новый жанр — «виды памятных мест».

 

 

Из альбома

 

В Эдинбурге Тальбот запечатлел Госпиталь Хериота — благотворительную школу, которая открылась в 1659 году. Джордж Хериот был шотландским ювелиром и золотых дел мастером при дворе короля Якова VI Шотландского. Хериот завещал свое состояние городу Эдинбургу на строительство госпиталя (школы-приюта) для сирот и детей из бедных семей. Джордж Хериот является персонажем исторического романа Вальтера Скотта «Приключения Найджела».

Памятник Вальтеру Скотту в Эдинбурге высотой 61 метр был почти достроен, когда Тальбот запечатлел его. На смотровую площадку монумента ведет лестница с 287 ступенями. В центре установлена статуя Вальтера Скотта, выполненная из каррарского мрамора скульптором сэром Джоном Стилом. Монумент также украшен 64 статуями, изображающими персонажей романов писателя.

Поместье Эбботсфорд, принадлежавшее Вальтеру Скотту, располагается на правом берегу реки Туид, в области Скоттиш-Бордерс на юге Шотландии. В 1811 году писатель приобрел участок земли, на котором в 1817–1825 годах построил усадьбу в готическом стиле. Его потомки бережно сохранили поместье. В настоящее время там располагается собранная Скоттом коллекция исторических реликвий, старинные семейные портреты и обширная библиотека.

 

 

 

У Вальтера Скотта был любимый пес породы дирхаунд по кличке Майда. Писатель часто брал его на охоту на оленей и лисиц. Очень крупная собака, Майда, сидя у обеденного стола, доставал до верха кресла хозяина. Майда привлекал художников своим внушительным внешним видом. На многих портретах Вальтера Скотта можно увидеть рядом с ним этого большого пса. По словам самого писателя, во время позирования собака нервничала, если по близости не было хозяина: «Мне приходилось лично присутствовать на сеансах, ибо натурщик, хотя и получал время от времени по холодной говяжьей косточке, обнаруживал признаки растущего беспокойства». В конце концов пес решительно отказался позировать, сам вид кистей и палитры заставлял его подниматься и уныло удаляться из комнаты. Майда стал прообразом Росваля из романа «Талисман» и Бивиса из «Вудстока». Прожив восемь лет, пес скончался в 1824 году «на своей соломенной подстилке после сытного ужина». Вальтер Скотт похоронил его у входной двери в Эбботсфорд, а на месте захоронения установил памятник с эпитафией на латыни, которая гласит: «Под изваянием, похожим на тебя, когда ты жил, спокойно, Майда, у дверей хозяина лежи». Известно, что Вальтер Скотт опирался на памятник, когда садился на лошадь, так как после перенесенного полиомиелита хромал на одну ногу. Так, даже после смерти Майда продолжал верно служить своему хозяину. Тальбот запечатлел памятник на фоне тканевой драпировки, чтобы подчеркнуть его художественные достоинства.

 

Рядом с поместьем Эбботсфорд находится аббатство Драйбург, которое было основано в 1150 году монахами французского католического ордена премонстрантов. На протяжении четырех веков на монастырь совершались нападения, несколько раз он горел. Разрушенный в 1554 году, он так и остался в руинах. Когда-то земля аббатства принадлежала предкам Вальтера Скотта. В XVIII веке они утратили права на землю, оставив за собой только право на семейное захоронение на территории аббатства. Именно здесь и был похоронен писатель в 1832 году.

Аббатство Мелроуз находится недалеко от поместья Вальтера Скотта Эбботсфорд. Монастырь был основан монахами католического ордена цистерцианцев в 1136 году. На его территории захоронено сердце шотландского короля Роберта Брюса, прославившегося войной с Англией за независимость и освобождением Шотландии. Развалины аббатства с чудом сохранившимися каменными сводами, изящными пилонами и ажурными окнами не раз становились источником вдохновения для Вальтера Скотта. Так, именно оно описано в его поэме «Песнь последнего менестреля» и в романе «Монастырь». Вальтер Скотт часто приглашал своих гостей посмотреть на развалины аббатства, где, по его мнению, каждый мог увидеть нечто интересное: «Архитектор найдет для себя сокровищницу древней лепки, а поэт — древних преданий. У этих руин, как у стилтонского сыра, есть своя особая прелесть — и в том же вкусе: чем больше плесени, тем лучше».

Озеро Лох Катрин находится на Северо-Шотландском нагорье и является достопримечательностью Шотландии. Именно здесь разворачивается действие поэмы Вальтера Скотта «Дева озера» («The Lady of the Lake»), опубликованной в 1810 году. По сюжету английский дворянин, заблудившись в лесу во время охоты, приходит в дом на озере, где встречает прекрасную леди Элен и влюбляется в нее. Вальтеру Скотту удалось органично объединить сказочный мотив и исторические факты, описывая вражду английского короля с шотландскими кланами, а Тальботу — запечатлеть места, ставшие впоследствии популярным направлением для путешествий.

В конце путешествия Тальбот запечатлел замок Дун — средневековую крепость Стюартов, которая находится на севере, неподалеку от мест знаменитых битв за независимость Шотландии. Замок был описан Вальтером Скоттом в его первом историческом романе «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», опубликованном в 1814 году и принесшем ему славу. В романе описывается борьба кланов, восстание якобитов 1745 года, отношения между англичанами и шотландцами. Выстраивая композицию снимка, Тальбот делает акцент не на величественном замке, а на том, как его воспринимает главный герой романа — Эдвард Уэверли, и фотографирует ручей, который течет у его подножия, представляя зрителю неожиданную точку съемки.

Выставка «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии» проходит в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Пушкинского музея до 8 апреля 2018 года.

 

Buro 24/7

05.02.18, 18:49

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: © National Science & Media Museum. Science & Society Picture Library / arts-museum.ru