С чердака в галерею: арт-группа «Россия» — о новой выставке «Место в себе» в JART

В галерее JART открылась масштабная выставка в жанре тотальной инсталляции «Место в себе», которая перенесет мастерскую художников арт-группы «Россия» с чердака доходного дома на Сретенском бульваре в пространство галереи. В экспозицию вошли более пятидесяти живописных работ символического реализма — направления, включающего в себя переосмысленные принципы языка реалистической живописи. Рассказываем о художниках и их произведениях, которые можно посмотреть до 17 апреля.


Арт-группа «Россия» — это семья из художников Людмилы Блок, Ивана и Егора Дмитриевых, а также художника Дмитрия Луканина, объединенных живописным направлением символического реализма и общей мастерской в доходном доме «Россия» на Сретенском бульваре в сакральном центре Москвы, по соседству с мастерской Ильи Кабакова. Название арт-группы было предложено Павлом Пепперштейном. Оно несло в себе не только наименование доходного дома, но и вообще такого нового феномена, как Россия, после только-только исчезнувшего СССР. Символический реализм, в котором работают художники группы, — это направление, включающее в себя переосмысленные принципы языка реалистической живописи. Это визуальный опыт, который строится в соответствии с приемами барочного светотеневого моделирования, ориентируясь на традицию тоновой живописи, но затрагивая тему российской повседневности в портретах, натюрмортах и бытовых сценах.


Иван Дмитриев

 Идеолог образовавшейся в 1990-х годах арт-группы «Россия». В 1980 году окончил Московский промышленный университет им. Строганова, а после обучался в творческих мастерских Академии художеств СССР, в мастерской братьев Ткачевых. В 2011 году Дмитриев принимал участие в Московской биеннале современного искусства. Живопись художника реалистична, но ей также присущи и черты сюрреализма. Дмитриев, вдохновляясь техникой старых мастеров и применяя ее на практике, склоняется в своих работах к гиперреалистичности. Художник изображает привычные зрителю предметы быта, игрушки и портреты друзей, но все они выглядят обездвиженно и даже безжизненно.

«РУССКОЕ БАРОККО»

«Русское барокко» — это вам не «американская готика», но что-то общее все-таки есть.


Егор Дмитриев

Получил художественное образование в Новой академии изящных искусств Тимура Новикова, а позднее, в 90-х годах, стал участником группы «Россия». Техника неоакадемизма, а также реалистической живописи воплотилась в персональном творчестве художника: на сдержанных по колориту работах запечатлены знаковые для Дмитриева предметы, игрушки или же литературные герои. Егор Дмитриев словно создает модель объектов и вымышленных персонажей, находя для них особое место в своей авторской мифологии. Благодаря этому образы приобретают монументальность и становятся символами советского прошлого. Участник Московской биеннале современного искусства (2011, 2005).

«ДИЗАЙНЕР»

На картине «Дизайнер» три фигуры встретились в пустом бетонном пространстве еще не отделанной квартиры: заказчик, его жена и их дизайнер. Есть подозрения, что между ними назревает некий конфликт. Однако название «Дизайнер» призвано не столько все объяснить, сколько окончательно спутать карты, ведь любая фигура из трех может быть дизайнером. К тому же этот почти комичный сюжет вовсе не вяжется с тем возвышенным и значительным, что чувствуется в вечном противостоянии трех фигур, застывших как комарики в куске янтаря. Было бы уместнее напомнить про «Сон рыцаря» Рафаэля или про известные библейские коннотации, но лучше оставим это на усмотрение зрителя. Возможно, оно будет куда проницательнее нашего.


Людмила Блок

Одна из основоположников символического реализма. В 1980 году окончила Московский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова. Член Союза художников с 1987 года. Работает в жанре натюрморта, пейзажа, интерьера. Участник выставок в России и за рубежом (Англия, США, Швейцария). Исследует язык реалистической живописи, переосмысляя его принципы. Затрагивая тему российской повседневности, создает портреты, натюрморты, бытовые сцены. Для колорита характерно преобладание оттенков белого и пепельно-серого. Участница первой Московской биеннале современного искусства (2005).

«МЕНЗУРКА»

Тихо на границе, но не верьте этой тишине. Вещь — это граница между внутренним и внешним, граница динамическая. Как диагональ квадрата, выражаемая рациональным числом и тем не менее видимая невооруженным глазом. Она уходит в бесконечность, увлекая за собой и художника.


Дмитрий Луканин

Член Московского союза художников (Секция художников монументально-декоративного искусства). В 2005 году основал арт-студию Palmette, где работает главным художником-декоратором. В настоящее время живет и работает в Москве.

Триптих «РУССКИЙ КОСМОС»

Картина не о сигаретах прошлых лет — она о космосе внутри нас. Другие смыслы и трактовки подразумеваются.

07.04.23, 10:18