Как начать коллекционировать искусство? Рассказывают друзья BURO.

В преддверии вернисажа ярмарки современного искусства Cosmoscow Маргарита Пушкина, Софья Троценко, Ксения Драныш и другие рассказали BURO. о собственных коллекциях и своих самых ценных приобретениях

Софья Троценко

арт-продюсер, основательница Центра современного искусства «Винзавод»

 

Первым произведением искусства в нашей с Романом (Роман Троценко, муж Софьи. — Прим. BURO.) семейной коллекции, для которой мы всегда выбираем работы вместе, стала картина Дмитрия Шорина «Сникерс». Она — про внезапное взросление, написана на грани реализма и нео-поп-арта. В ней есть и ирония, и удивление, и сексуальность. У меня нет какого-то конкретного любимого произведения в коллекции, потому что мы ее собираем исключительно по принципу «понравилось». Все произведения прошли наш личный отбор, а не рыночную оценку. Есть, правда, в коллекции небольшая часть, которая выбрана именно мной, — это фотографии. Больше всего у меня работ Миши Розанова. Если вы планируете начать коллекционировать искусство, то первый вопрос, который нужно себе задать: «С какой целью?». Причин, конечно, может быть несколько, но основные две: собирать коллекцию для себя или же формировать ее с инвестиционными целями. Если мы говорим о первом варианте, то можно просто опираться на свое субъективное впечатление и эмоции от работы. Но и здесь не мешает наводить справки о художнике. Во втором случае рекомендую покупать работы там, где они уже прошли определенный экспертный отбор и проверку временем. Как вариант — в галереях на «Винзаводе» или на арт-ярмарках, в рамках которых галереи-участники и художники отбираются экспертным советом в соответствии с определенными критериями.

Дмитрий Шорин «Сникерс»

Маргарита Пушкина

искусствовед, основательница и директор ярмарки Cosmoscow

 

Обычно в поле зрения начинающего коллекционера попадает старое искусство, например художники XIX века. Потом лично у меня был период интереса к нонконформистам. В какой-то момент взгляд сконцентрировался на актуальном искусстве. Свои приобретения, включая работы таких авторов, как Файбисович, Пепперштейн, Кулик, Орлов и Звездочетов, я делала, исходя из собственного вкуса и советов арт-профессионалов. Мне нравится много разных талантливых авторов. Любимых нет, но есть те, с которыми связаны интересные истории. В качестве примера можно привести работу Трейси Эмин — необычную неоновую инсталляцию. Мне было особенно приятно, что через несколько лет после того, как работа попала в мою коллекцию, художница представляла Великобританию на Венецианской биеннале. Для меня это было важно. В моей коллекции есть видеоработы Андрея Кузькина и группы «Синий суп». Сейчас видеоарт не является очевидным и распространённым жанром, но это очень перспективное направление. Подтверждение тому — интерес важных и влиятельных международных коллекционеров, многие из которых делают видеоарт частью своих интерьеров. Коллекционирование — это увлекательное путешествие, связанное с процессом развития и совершенствования эрудиции. Я могу посоветовать начинающим коллекционерам быть открытыми и не бояться принимать решения. Однажды я общалась с очень известным художником Петером Вайбелем. Друзья и коллекционеры часто спрашивают у него совета о том, как не ошибиться, приобретая искусство. Он отвечает так: «Покупать — это самый верный и быстрый способ начать разбираться в искусстве». И я с ним согласна. Выбирая, вы берете на себя ответственность и, как следствие, получаете опыт и знание. Не нужно бояться покупать! Кроме того, коллекционируя, вы наполняете свою жизнь новыми смыслами. Важно не стесняться задавать вопросы профессионалам и доверять их мнению. Одна из главных задач ярмарки Cosmoscow — показать искусство, отобранное экспертами. Кроме того, собирать актуальное искусство можно, не имея большого состояния. Вы удивитесь, но искусство даже может помогать вашим бизнес-задачам. Коллекционирование — это история вашей собственной жизни.


Мариана Губер-Гогова

совладелица Artwin Gallery:

 

Один из самых любимых и ценных предметов в коллекции нашей семьи — старинный черкесский пояс и нагрудник, принадлежавший моей прабабушке, из серебра с позолотой, с драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, бирюзой и т. д. Они передаются из поколения в поколение, в них я выходила замуж. На традиционной части свадебной церемонии, которая проходила в Карачаево-Черкесии, я была одета в национальное платье, сшитое современными мастерами. Дополнением к образу как раз были эти семейные реликвии. Наша семья коллекционирует старинные предметы: утварь, декоративно-прикладное искусство, ювелирное искусство и даже текстиль, связанный с историей и культурой адыгов, черкесов и абазинов. Это помимо современного искусства. Художники, с которыми я работаю сейчас, становятся друзьями мне, моим близким и семье. Например, молодой художник Дима Ребус, выставку которого мы недавно провели в Лондоне с большим успехом, присутствовал на моей свадьбе, а позже подарил свою работу моему супругу на день рождения. Начинающим коллекционерам рекомендую ориентироваться на свой вкус, интересы, свой собственный и уникальный взгляд на мир. Ценность современной коллекции не только в правильно подобранном эдвайзером материале, который соответствует инвестиционным или статусным целям. Все-таки важно отображение личности коллекционера, его характера, истории, настроений. Мой совет — следовать своим эмоциям. Именно поэтому в коллекции нашей семьи уживаются достаточно эклектичные вещи. Хотя, если посмотреть на нее в целом, то она очень цельная.


Ирина Вольская

основатель Fragment Art Club

 

Первой в моей скромной арт-коллекции стала фоторабота Володи Глынина из серии «Балет». Несмотря на то что вкус с возрастом меняется, эта работа — до сих пор одна из самых любимых и висит в спальне. А значит, я вижу ее как минимум четыре раза в день. Совет один: если у вас есть желание и возможность, покупайте из искусства только то, что нравится вам лично, то, от чего горят глаза. Если вы решили советоваться с арт-консультантами, то полностью положитесь на их мнение. Иначе вы не получите ни удовольствия от работы, ни правильной инвестиции.

Владимир Глынин «Swan Lake»

Ксения Чилингарова

основательница марки Arctic Explorer

 

Первым предметом искусства в моей коллекции был подарок от любимого человека на день рождения — картина замечательной художницы Светы Виккерс. Это был почти «Аленький цветочек». Я очень ей дорожу, ведь она поднимает мне настроение. Самого ценного экспоната в моей коллекции нет, потому что все, что я собираю, я очень люблю. Наверное, единственный совет, который я могу дать начинающим коллекционерам — выбирать, прислушиваясь к сердцу и прикладывая ум. Хотя, сколько ни прикладывай, может повезти, а может и нет. Нужно чутье и специальное образование. Лично я покупаю и собираю работы своих друзей и приятелей. У меня есть две работы Вики Кошелевой, моей подружки и замечательной художницы. А еще замечательная работа Николая Кошелева, который уже стал знаменитым художником. Недавно Мария Качарава написала мой огромный портрет. Она уловила, как мне кажется, мою суть, что не так уж и просто сделать. Кроме того, у меня есть русская труба из деревни от Гарри Нуриева. Она была представлена на Design Miami Basel, такая же труба есть в коллекции Даши Жуковой.


Кристина Краснянская

искусствовед, основательница галереи "Эритаж"

Фото Кристины Краснянской. Фотограф Gosha Pavlenko

Практически любой коллекционер проходит стандартный путь от собирательства классики до современного искусства. Я тоже не стала исключением. Коллекционирование искусства пришло в нашу семью довольно давно. Первая работа, которую мы приобрели, была особенной, так как связывала мою маму с Киевом, где она родилась и училась. Мало кто знает, что Тарас Шевченко был не только поэтом, но и замечательным живописцем. Акварельная картина с видом дореволюционного Киева Тараса Шевченко стала первой работой в нашей коллекции, и она нам очень дорога. Мои предпочтения в области искусства находятся в двух плоскостях: живопись и коллекционный дизайн. В моей большой коллекции есть два приобретения, которые особенно дороги моему сердцу. Первая — работа Эрика Булатова «Дом» с видом из его московской мастерской, художник написал ее перед эмиграцией. Картина встречает в моей квартире гостей. После того как я увидела персональную выставку Булатова в Третьяковской галерее, в моем сознании произошел переворот: я поняла, насколько он потрясающий, многогранный и серьезный художник. Предмет из области коллекционного дизайна, которым я особенно горжусь, — большая керамическая скульптура-тотем знаменитого итальянца Этторе Соттсасса, совершившего переворот в промышленном дизайне. Эту скульптуру я приобрела на Art Basel у одной итальянской галереи и заодно сблизилась с ее хозяйкой. Начинающим коллекционерам можно пожелать только одного — всегда прислушиваться к тому, что тебе нравится. Искусство должно радовать, приносить положительные эмоции, отражать внутренний мир своего владельца. Но и мнение профессионала всегда полезно. Поэтому смотрите, ходите на выставки, обращайтесь к опытным и порядочным эдвайзерам. Я всегда привожу в пример коллекцию искусства Ива Сен-Лорана, ее собирали профессионалы. Она оказалась потрясающей по своему качеству и была с огромным успехом продана за более чем 400 млн евро — и это во время кризиса в Европе и США.


Анна Гвасалия-Овчаренко

партнёр группы компаний OVCHARENKO

 

Мой путь коллекционера начался три года назад с приобретения первой работы на аукционе «Vladey все по 100». Владимир (Овчаренко, муж Анны. — Прим. BURO.), с которым я тогда только познакомилась, посоветовал: «Покупай то, что нравится. Пробуй и не бойся ошибок. Это как и в жизни, не попробуешь — не узнаешь». Я так и сделала. Сначала покупала небольшие работы Славы Птрк, Валерия Чтака и Кирилла Кто. Оказалось, собирание туфель можно заменить другим видом коллекционирования, более возвышенным, и при этом не разориться. Теперь коллекция стала шире — появились работы легендарных звезд современного искусства Сергея Браткова и Павла Пепперштейна. Паша подарил нам на свадьбу наш с Владимиром портрет в своем оригинальном стиле, и эта работа сейчас моя любимая. Открытием последнего года для меня стали питерские художники Леонид Цхэ и Александр Цикаришвили. Недорогие иностранные работы для коллекции удалось приобрести на ярмарке Liste в Базеле. Еще я очень люблю коллекционировать одежду и аксессуары с коллаборациями знаменитых художников. Это недорого и приятно. Можно купить футболки Uniqlo с рисунками Баскии или KAWS за 999 рублей, или сумки Louis Vuitton с работами Джеффа Кунса или Ричарда Принса. Начинающим коллекционерам не надо стесняться и бояться ошибок, ведь они все равно будут. Главное — страсть и познание через искусство. Рационализма в коллекционировании нет, его надо искать в другом месте.


Ксения Драныш

художница, модель, актриса

 

Так как в художественной среде я живу с 14 лет, 80% людей, с кем я дружу или общаюсь, так или иначе связаны с искусством. За это время у меня естественным образом появилась собственная микроколлекция предметов искусства, которые мне дарили в разное время разные авторы. Среди них есть произведения известных и признанных художников, а есть те, что создавали мои талантливые друзья. Например, рисунок Егора Кошелева, он мне подарил его в день защиты моего диплома в Строгановке. Егор был моим рецензентом, я специально его выбрала, потому что хотела, чтобы о моей работе говорил молодой и интересный мне автор со своей ярко выраженной стилистикой. На рисунке синей шариковой ручкой изображена Строгановка, из которой вылетает атомный гриб с написанной на нем моей фамилией! Этот рисунок важен для меня, так как он завершил нелегкий студенческий этап моей жизни. Другое особенное произведение в моей коллекции — мой портрет в образе Электры, который мне подарил Андрей Бартенев. В какой-то момент я много участвовала в его перформансах и играла у него в спектакле «Три сестры. Часть вторая». Общение с Андреем всегда вдохновляет, и я воспринимаю его в каком-то смысле как наставника, посланного мне небом. Поэтому внезапно получить от него свой портрет было для меня очень важным и радостным событием. Я действительно себя узнаю в этом портрете, особенно в выражении лица. Следующее ценное произведение — картина «Путь наслаждения», которую мне подарил Паша (Пепперштейн. — Прим. BURO.) в начале наших отношений. Благодаря ней мы когда-то познакомились. Для меня эта картина — как священная мандала, и мне очень хочется верить, что я, пусть даже миллиметровыми шагами, но начинаю постигать этот самый путь наслаждения жизнью. Моя подруга Наташа Тазбаш часто снимает меня, а потом делает ручную бромсеребряную печать фотографий и дарит их мне. А я восхищаюсь и храню. Ещё есть удивительные объекты — маски, которые создает из игрушек и прочей сакральной «мелкоглючки» мой друг Дима Шабалин. В эти маски я влюблена: в них столько ассоциаций и тайн, детских воспоминаний, ощущения себя супергероем. А недавно Паша заказал у Димы в подарок мне на день рождения корону, в ней я теперь часто сижу дома, настраиваюсь на волну вдохновения. Есть ещё замечательная меховая тарелка с надписью «ЧМО» авторства Алины Глазун. В какой-то момент я попросила ее сделать для меня «чмо», и она мне сказала, что как раз начала делать тарелку с такой надписью! Вот такое совпадение. Для меня это слово вообще имеет особое значение. Что посоветовать начинающим коллекционерам я не знаю, потому что сама только начала это делать. Я собираю только то, что люблю, и то, что мне родственно. Будь у меня много денег, скупала бы все, что нравится.


Открытие Cosmoscow состоится 5 сентября
в Гостином дворе


Впервые этот материал был опубликован 23 июля 2019 года