Асеева, Костаки, Лобачевская: гид по выставке женских портретов Анатолия Зверева

В Москве еще можно успеть увидеть выставку «Я люблю Зверева», открытую к 90-летию одного из самых известных отечественных авангардных художников — Анатолия Зверева. Музей AZ показывает больше сотни живописных и графических работ из частных коллекций (в том числе, Наталии Опалевой, генерального директора музея), многие из которых никогда не выставлялись раньше. В гиде BURO. рассказываем о нескольких портретах, представленных в экспозиции, через их героинь.

Творчество Анатолия Зверева вызывает противоречивые чувства, однако его женские портреты — то, что нравится практически всем — и специалистам, и любителям искусства. В советский период художника не признавали в официальных кругах, он скитался без жилья и денег, скрывался от милиционеров, готовых в любой момент арестовать его по статье «за тунеядство». Несмотря на все это, он создал более 30 тысяч произведений и оставил целую галерею женских образов. Сегодня эти жизнерадостные работы часто вспоминают, когда речь заходит об эпохе оттепели. «Садись, детуля, я тебя увековечу», — так приглашал портретист избранных счастливиц.


Оксана Асеева, возлюбленная Зверева


 

В конце 60-х годов Анатолий Зверев познакомился с вдовой знаменитого в советское время поэта-футуриста Николая Асеева Оксаной Михайловной. Ей тогда было уже сильно за 70, разница в возрасте между художником и его музой составляла почти сорок лет. Асеева — одна из пяти харьковских сестер Синяковых, «муз русского футуризма» и важных героинь Серебряного века. Это ей посвящены стихотворение Асеева «За косы ее золотые, за плечи ее молодые» и пятая часть поэмы Велимира Хлебникова «Синие оковы».

Зверев создал множество портретов, в которых угадывается образ Асеевой: утонченные черты лица, вьющиеся золотые волосы, голубые глаза — автор утверждал, что пишет не тело, а душу. Отношения художника-поэта и его музы длились очень долго. Асеева умерла в 1985-м, Зверев ушел вслед за ней через год.

Портрет Оксаны Асеевой, 1968 год. Бумага, акварель. Собрание Музея AZ
Портрет Оксаны Асеевой, 1971 год. Бумага, пастель. Собрание Музея AZ

Полина Лобачевская, арт-директор и одна из создательниц Музея AZ, куратор


 

Полина Лобачевская знала Зверева лично, не раз видела его за работой, позировала ему и впоследствии стала арт-директором Музея AZ, посвященного наследию художника.

Они познакомились в 1956 году, в первый же день он увековечил Лобачевскую на холсте: «И вот — первый взмах руки! Пауза. Прицел. И сильный мазок. Несколько коротких энергичных линий, прочерченных ножом-мастихином. Еще один прищур правого глаза, еще несколько как бы вдавливающих краску в холст движений ножом в полном молчании. И, наконец, появляется кисть. Он яростно ввинчивает ее в поднос-палитру, смешивает краски… и снова слова-словечки, шуточки и легкое порхание кисти. Потом, когда мне довелось наблюдать эти сеансы достаточно часто и порой со стороны, когда Толя рисовал кого-либо из знакомых, я уже понимала, какая огромная затрата энергии, какое глубокое сосредоточение душевных сил стоит за этой внешней легкостью».

Портрет Полины Лобачевской, 1958 год. Бумага, масло. Собрание Музея AZ

Алики Костаки, галерист, коллекционер, искусствовед


 

Алики — дочь легендарного советского коллекционера Георгия Костаки. Из СССР она уехала вместе с отцом в 1977 году, при разделе его коллекции им отдали работы художников-шестидесятников (в том числе Анатолия Зверева) как не представляющие художественной ценности. Алики передала Музею AZ более 600 произведений.

Зверев был любимым художником Георгия Костаки, очень много проводил времени у него дома и на даче. Однажды даже сделал предложение руки и сердца Алики через отца — она об этом узнала намного позже. Ей на тот момент исполнилось 17, а Зверев никак не проявлял симпатии, лишь писал много ее портретов. Георгий Костаки считал Зверева очень талантливым художником, но никак не зятем.

«Само собой, я специально не позировала, а мыла посуду или, как обычно, делала бутерброды для гостей. Он рисовал исподволь. Схватывал образ сразу. Ни один портрет не похож на другой, хотя на всех — я. Есть совершенно потрясающая вещь: та работа, где он рядом с моим портретом вдруг изобразил себя. Я называю это "С Саскией". Подобного жеста Зверев больше не повторял», — рассказала Алики.

Портрет Алики Костаки, 1957 год. Бумага, гуашь. Собрание Музея AZ
Автопортрет с Алики Костаки, 1958 год. Собрание Музея AZ

Елена Лобачевская, сценарист, режиссер, редактор


 

Елена Лобачевская работала над документальными фильмами «Дар Костаки» и «Я люблю Зверева» — последний сопровождает одноименную выставку в Музее AZ.

«В восьмидесятом году грянула Олимпиада, в преддверии которой власти решили очистить Москву от всех сомнительных типов. Толечка Зверев был очень напуган, примчался к моему папе Теду Вульфовичу и рассказал в красках, как алкоголиков хватают на улицах города и высылают в Тьмутаракань. Папа решил вопрос по-военному быстро — вызвал такси и отвез Толечку к нам на дачу — на Николину гору. И все олимпийское лето Толя прожил там. Папа закупил краски, бумагу и холсты, — вспомнила Елена. — На третий день моего пребывания на даче меня разбудил шепот Толечки: «Детуля, ну просыпайся, солнце такое хорошее, вставай, я тебя увековечу. Потом в пинг-понг...» — стал он строить планы. Утро было прохладным, я накинула белую шерстяную кофту, была сонной, но решила составить Толечке компанию, потому что почувствовала, что ему очень хочется общения, а все спят. Он уже и шиповник нарисовал, и букет цветов в вазе. На пинг-понговом столе лежал картон, краски, кисти, Толечка стоял в боевой стойке, только модели не хватало, ну я и уселась на скамеечку возле пинг-понгового стола, напротив художника. Толечка прищурился, подпрыгнул, взмахнул рукой и начал азартно работать. Он был полон кипучих сил и энтузиазма».

Портрет Елены Лобачевской, 1980 год. Коллекция Елены Лобачевской

Анита Апазидис, переводчица


 

Анита — жена коллекционера Георгия Апазидиса, отец которого Димитрий Апазидис собирал работы Зверева и был большим другом Георгия Костаки.

«История такова. Как-то осенью 1966 года сидим мы у нас дома на улице Куусинена — мой муж Георгий, Толя и я, и Толя вдруг говорит: "Поехали ко мне домой (в Свиблово). Мне надо для выставки несколько портретов сделать, вот я Аниту и напишу. Заодно и щами угощу". Приехали в Свиблово. Толя сразу, разложив листы бумаги на полу, принялся за работу и так за час, не больше, написал пять-шесть портретов, из которых два отдал нам, — поделилась Анита. — Судьба остальных после их показа Толей на выставке, которой, как нам потом говорил Толя, он сам был очень доволен, нам не известна. Пока портреты сохли, Толя взялся за приготовление щей и делал это с таким же артистизмом, как и все остальное, к чему он прикасался. Помню, съели по две тарелки с бородинским хлебом. И весело было, много смеялись. Тут и портреты почти высохли. Толя отдал два нам, остальные свернул в трубку, взял под мышку, и мы расстались — он отправился с портретами на встречу с каким-то человеком, организовывавшим выставку, а мы, тоже с трубкой в руках, поехали домой. Вот сейчас вспомнила все это, и так грустно стало: "Эх, вернуть бы это мгновение!"»

Портрет Аниты с сигаретой, 1966 год. Бумага, акварель. Коллекция Димитрия Апазидиса

Цитаты героинь приведены из книги «Анатолий Зверев в зеркале мирового искусства». Планируется к изданию в 2022 году. Автор — Сергей Соловьев.

20.01.22, 12:09