Уральские сказы с баллончиком: 11 лучших работ фестиваля STENOGRAFFIA за 11 лет

За последние годы незаметно Екатеринбург стал самым значимым городом для уличного искусства в России. К финалу 11-го фестиваля STENOGRAFFIA, внесшего немалый вклад в продвижение екатеринбургского стрит-арта, BURO. решило прогуляться по городу, разглядывая работы прошлых лет.

Свердловск-Екатеринбург сперва стал эпицентром позднесоветского и российского рока благодаря возникшим тут группам «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Сансара», «Смысловые галлюцинации», «Курара». В 2010-е прославились выпускники местной «архитектурки» — УрГАХУ: Владимир Пирожков разрабатывал дизайн Toyota, а Антон Неретин рисовал концепт-кары в компании Peugeot Citroen.

Здесь 10 лет проходит Уральская индустриальная биеннале, завершается строительство филиала Эрмитажа и достроен Медный дом по проекту Нормана Фостера. Уральские модные бренды, среди которых 12Storeez, Ushatáva и Namelazz, знают за пределами России, а ювелирные украшения AVGVST напомнили, что Урал издавна был центром камнерезного искусства. Творчество будто растворено в городском воздухе и уж точно живет на улицах: по количеству осмысленного стрит-арта Екатеринбург может выиграть у Москвы и Петербурга (хотя живущий в Питере Покрас Лампас известнее уральца Тимы Ради).

В формировании такой репутации не последнюю роль сыграл фестиваль STENOGRAFFIA, который с 2010 года ежегодно проводится в середине лета. Важно сказать, что в нем участвуют согласованные — легальные — работы, в чем организаторов могли бы упрекнуть приверженцы активистского стрит-арта. Но эта позиция способствовала расширению пространства искусства, спровоцировав в 2018-м появление в противовес ему партизанского фестиваля «Карт-бланш». Власти лояльны, и многие несогласованные работы также остаются жить на поверхностях города. Тем удивительнее, что в 2020 году легальная STENOGRAFFIA, внезапно лишившись финансовой поддержки мэрии, оказалась под угрозой срыва. Фестиваль в итоге получилось организовать с переносом срока при поддержке губернатора Евгения Куйвашева и горожан, которые предлагали организовать краудфандинг, но директор STENOGRAFFIA Евгений Фатеев отказался со словами: «Мы же сами не на Луне живем — год непростой, еще у людей что-то просить… Нехорошо это».

Работа Лены Шубенцевой в рамках фестиваля «Карт-бланш»,
ул. Толмачева, 17

Сложный год внес коррективы и в состав участников фестиваля — не смогли прилететь зарубежные художники, но для одного проекта выход все же нашли: художник OX из Парижа будет работать дистанционно. В целом же 11-я STENOGRAFFIA, как и большинство арт-событий 2020 года, сосредоточилась на молодых и талантливых авторах из России. Ожидалось, что фестиваль продлится неделю с 17 августа, но на улицах Екатеринбурга все еще можно понаблюдать за созданием арт-объектов — организаторы не говорят, когда точно произойдет последний взмах аэрозольным баллончиком и STENOGRAFFIA-2020 завершится. И эта неопределенность вполне в духе времени.

Мы выбрали 11 знаковых екатеринбургских стенок STENOGRAFFIA — по одной за каждый год — и попросили прокомментировать некоторые неоднократного участника фестиваля Ивана Ягоду.


2010

(работа восстановлена в 2019-м)

(работа восстанов-лена в 2019-м)

«БАНКИ СГУЩЕНКИ И ТОМАТНОГО СУПА»

Команда «Такнадо!» (Новосибирск, Иван Ягода, Иван Fans и MIША Mack)

Симбиоз отечественного ГОСТа и поп-арта на Самоцветном бульваре, 4

Изначально это были два гигантских резервуара-бочки из неработающей котельной, а теперь это достопримечательность, возле которой сфотографировались, кажется, все ребята из ближайших школ Ботанического района. В обиходе закрепилось предложение «залезть на сгущенку».

Иван Ягода,

куратор стрит-арт- проектов команды «Такнадо!»:

«За 11 лет про Екатеринбург в России стали говорить, писать и считаться с ним. С ним сравнивают Питер и Москву, замечая их отставание в стрит-арте. Правда, стоит сказать, что и бомбинга (то есть нелегального быстрого и не считающегося художественно ценным граффити. — Прим. BURO.) здесь появилось тоже много, но и целый пласт смысловых художников вырос. В целом это похоже на баланс. А такой движ активизирует художников по всей стране».


2011

Фото: Тимофей Радя

«СИЗИФОВ ТРУД»

Распавшийся дуэт Interesni Kazki (Киев): Алексей Бордусов (Waone) и Владимир Манжос (Aec).

Современная трактовка древнегреческого мифа

Физически работа исчезла при ремонте дома на Сакко и Ванцетти, 55, распался дуэт создателей стены, но искусство живет в клипе «Екатеринбюргер» уральской рок-группы «Курара». Организаторы STENOGRAFFIA отмечают, что со временем стали систематизировать информацию об арт-объектах, вести фотофиксацию и заниматься их реставрацией.


2012

«КУБИК РУБИКА»

Иван Ягода из команды «Такнадо!»

Трансформаторная будка на ул. Ткачей, 16а

Работа поддерживает тему фестиваля 2012 года, посвященного грандиозной всемирной выставке в Екатеринбурге в 2020-м, которая так и не состоялась. Она была сформулирована как «EXPO-2020: Глобальный разум», а в работе Ягоды в одном кубике объединились разные нации, люди и эмоции.


2013

фото: Игорь Жук

фото: Игорь Жук

«ALL YOUR WALLS BELONG TO US»

Покрас Лампас

Секретное послание в арке на Толмачева, 12

Ковер из тегов — не просто разобщенные слова; это свыше тысячи имен талантливых граффити-художников. И в них спрятано послание, проявляющееся только в ультрафиолетовом свете — фраза «All your walls belong to us». Рисунок стал одним из самых популярных мест для фотосессий. Пройти к граффити можно через ремонтируемое здание легендарного кинотеатра «Салют», основанного в 1912 году и закрывшегося в этом феврале. Петиции горожан не смогли остановить передачу здания во владение центра «Одаренность и технологии» — теперь здесь планируют проводить выставки и фестивали детского творчества. Поэтому послание «All your walls belong to us» спустя семь лет можно трактовать по-разному — и решить, за кем же все-таки остается последнее слово в борьбе за городские пространства.

Иван Ягода:

«Сегодня коллаборациями крупных брендов и уличных художников стали привычным явлением. Мне кажется, совсем чуть-чуть — и произойдет тектонический сдвиг в культуре уличного искусства. Этот корабль явно плывет по стране, и как будто его не остановить. Это радует, но хочется больше роста, быстрее. Не понимаю, почему бы не отдать одним приказом все серые пятиэтажки и панельки под роспись? Понятно, что надо это делать в связке с архитекторами города, можно сделать спецкомитет. Есть множество мировых примеров. Но в России пока что все движется на инициативе снизу».


2014

Фото: Максим Лоскутов

«YELLOW DUCK»

Андрей Repas (Казахстан)

Скрытый от глаз рисунок на трансформаторной будке во дворе Малышева, 84

В 2014 году художников, работающих в дворе на Малышева, 84, закидали бутылками и кирпичами, но никто не пострадал. Одна бутылка тогда почти достигла цели — упала на крышу разрисовываемой будки. Спустя шесть лет часть двора на улице Малышева закрыли, разделив созданные разными авторами рисунки — фантазийную утку теперь совсем не разглядеть из-за большого дерева прямо перед рисунком.


2015

фото: Максим Лоскутов

«ЖЕНЩИНА В ВОЙНЕ»

Марина Ягода, команда «Такнадo!» (Новосибирск)

Фасад жилого дома на ул. Уральская, 60

Темой фестиваля в 2015 году стало 70-летие Победы. На рисунке поверх трагического жеста — закрывающих лицо ладоней — глаза, которые смотрят дальше, вперед. По словам самой художницы, это работа о вере и силе духа.


2016

фото: Максим Лоскутов

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»

Тьяго Маца (Бразилия)

Неожиданное смешение культур Бразилии и России, ул. Народной Воли, 19Б

В Бразилии Георгий Победоносец (Salve Jorge) так же популярен, как и в России. Граффити можно считать автопортретом художника — Тьяго изобразил себя в роли святого воителя.


2017

фото: Максим Лоскутов

фото: Максим Лоскутов

«БРАЙЛЬ-АРТ»

Команда фестиваля, креативное агентство Possible Moscow (Москва) и НКО «Белая трость» (Екатеринбург)

Первое в России граффити для незрячих, расположенное на задней стороне Детской филармонии по ул. 8 Марта, 36 (рядом с главным входом в ТРЦ «Гринвич»)

Арт-объект для незрячих состоит из трех историй известных слабовидящих людей: музыканта Рэя Чарльза, изобретателя Михаила Пожидаева и бегуньи Марлы Раньян. Рисунки и надписи нанесли шрифтом Брайля и подстроили под текстуру покрытия.


2018

фото: Максим Лоскутов

«НЕЙРОННЫЙ СТРИТ-АРТ»

Стрит-арт, созданный без участия человека — и тоже первый в мире, — на фасаде дома на ул. Попова, 9

Робот-принтер, разработанный и сконструированный авторской командой STENOGRAFFIA, перенес на стену античную фреску по эскизу нейросети «Яндекса».


2019

фото: Альберт Габстаров, Денис Бычков

«МЕТА-СУПРЕМАТИЧЕСКИЙ КРЕСТ»

Покрас Лампас

Самая скандальная работа фестиваля на площади Первой Пятилетки у Уралмаша

За судьбой этой работы следили все российские СМИ, включая русское отделение BBC News. История такая: в начале июля 2019-го художник-каллиграфист Покрас Лампас создал в промышленном районе, рядом с Уралмашвагонзаводом огромный крест, в котором уместил манифест Малевича: «Я развязывал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу». Площадь работы составила 6 686 квадратных метров, в течение трех дней помогали 20 волонтеров. Глава екатеринбургского Музея святости, исповедничества и подвижничества Оксана Иванова призвала закрасить крест. В тот же день коммунальные службы города закатали небольшой участок гудроном (сколько успели), несмотря на то что работа была согласована с мэрией. «Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее — возмутительно», — написал в своем инстаграме губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В итоге в начале октября Покрас прилетел для восстановления работы по новому эскизу — уже без очертаний креста.


2020

фото: Дмитрий Чабанов

«TAKE FIVE!»

Тина Прохорова (Санкт-Петербург)

Джаз 1950-х на фасаде музыкалки им. Прокофьева на Декабристов, 49

Работа превзошла размер прошлогоднего креста Покраса и стала новой самой масштабной из всех, созданных в рамках фестиваля. Название работы Тины — отсылка к композиции «Take Five» оркестра Дейва Брубека 1959 года.

Коронавирусные ограничения не повлияли на процесс создания работы — художникам, работающим с аэрозольными красками, к ношению масок не привыкать. При создании масштабной «Take Five!» Тине помогали трое волонтеров. Препятствием оказалась капризная уральская дождливая погода — но и это не останавливало петербургскую художницу, сосредоточенно продолжавшую расписывать фасад музыкальной школы, пока строительные леса на высоте трех метров не начинало сносить. Работы при плохих погодных условиях останавливают только по желанию самого художника — предварительно стены под рисунки грунтуют, и под дождем краска так же спокойно наносится, не стекая. Стрит-арт защищен от погодных ненастий, но не от устаревания. Как долго он может прожить в текучей современности мегаполиса?

Иван Ягода:

«Есть ли смысл в сохранении стрит-арта — изначально временного искусства? Это вопрос философский — глобально все не вечно.

В смысловом и историческом плане горизонт устаревания уличного искусства достаточно далекий. На данный момент мы больше зависим от волны медиашумихи вокруг этого — качественно сфотографированная и запущенная в медиа работа будет жить в большем количестве умов и дольше, чем такая же крутая, но без публикаций где-либо. Но нужно учитывать и физические свойства рисунка — к сожалению, объекты в Екатеринбурге спустя 11 лет не в лучшем виде: происходит отшелушивание краски, выцветание, проступает ржавчина.

Думаю, отчасти в этом виновата диджитализация, хотя прежде всего отсутствуют культура и желание сохранить — картинка, которую увидит интернет-аудитория все чаще становится для художника и фестиваля более важной и более сильной точкой притяжения, чем физический стрит-арт. Плюс давит неустаревание и невыцветание диджитал-картинки. Наши экраны год за годом становятся только ярче, больше и сочнее. А также существует понятный фидбэк в виде лайков, комментов и приглашений на другие фесты, заказы, коллаборации. Вместо молчаливых глаз на улице, пусть и с восторгом в душе.

Однако нотка грусти в этом есть — хочется, чтобы реальная жизнь была все-таки важнее виртуальной. Но пока что я ощущаю, что нас, как в турбину, засасывает в экран».