«И как нам создавать свою красоту?»: 5 причин увидеть новую выставку в Alina Pinsky Gallery

В Alina Pinsky Gallery стартует выставка «И как нам создавать свою красоту?», посвященная женщинам-художницам. Хронологически экспозиция охватывает почти сто лет, предлагая задуматься о гранях живописности и женской роли в искусстве. И вот еще как минимум 5 причин, почему ее стоит увидеть.


ПРОСЛЕДИТЬ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА ЖЕНЩИН-ХУДОЖНИЦ ЗА ПОЧТИ 100 ЛЕТ

На выставке собраны художницы — представительницы различных течений искусства ХХ и ХХI веков в широком и неожиданном диапазоне, от Натальи Гончаровой до Наталии Турновой, от Лидии Мастерковой до Дуни Захаровой, от Марии Серебряковой до Натты Конышевой. Всего — 18 имен и 52 работы. Самые ранние работы — «Женский портрет (Марика)» и «Обнаженная» Веры Пестель — датируются 1930 годом. Самые свежие — «Пепел» Дуни Смирновой, «Side Story» Светланы Холлис, «Antianthrop 16» Федоры Акимовой и серия работ без названия Ирины Петраковой — 2022-м. 

Маревна, «Женский портрет (Марика)», 1930
Федора Акимова, «Antianthrop12», 2021


ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ О ЖЕНСКОЙ ПРИРОДЕ ИСКУССТВА (И НЕ ТОЛЬКО)

Филолог и специалист в области гендерных исследований Людмила Бредихина задается вопросом: «А что такое "женская выставка" сегодня?» Другие исследователи подхватывают. После многочисленных феминистских теорий мы по-прежнему транслируем мужской взгляд, ищем приметы женской достоверности или стараемся забыть о гендерном различии? Жива ли сегодня вера в то, что нет никакого искусства женщин и мужчин, а есть лишь истинное искусство? И что мы сегодня думаем о «женской воплощенности» в работах столь разных художниц столь разного времени? Эта выставка — попытка дать ответы на эти и другие вопросы.

Вера Пестель, «Обнаженная», 1935
Дуня Захарова, «Пепел», 2022


ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НОВЫМИ ФОРМАМИ И ФОРМАТАМИ

В экспозиции есть как классические графические или живописные техники (холст-масло или бумага-карандаш), так и современные и менее распространенные — например, литье в песок, то есть стекло, или вышивка. Куратор Алина Пинская предлагает поразмышлять об особенностях традиционно более «женских» материалов, форматов, форм и о том, как они приобретают или теряют свои свойства.

Вика Бегальская, «Летчица»
Алена Кирцова, «Интерьер коридора с зеркалом»


ПОПАСТЬ В МИР ВЕЛИКАНОВ И ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ ХАОС ЛИЛИПУТОВ

Отдельного интереса заслуживают противоположные по стилю и духу работы Наталии Турновой и Натты Конышевой. Первая — пожалуй, одна из самых заметных участниц российской художественной сцены с середины 1980-х годов. Монументальные, цельные и даже монолитные по формату, минималистичные по форме и эмоциональные по цветовому решению и содержанию, ее работы наполнены внутренней трагичностью. Сама художница говорит, что для нее глубинный смысл красоты — в трагедии. На другом полюсе творчество Конышевой — хаотичное, отрывистое, заполоненное мельтешащими персонажами, которые погружают зрителя в гипнотический вихрь из какофонии событий и эпизодов.

Наталия Турнова из серии «Диагноз»
Наталия Турнова, «Наблюдение», 1994


ПОСМОТРЕТЬ НА РЕДКИЕ РАБОТЫ ОЛЬГИ ПОТАПОВОЙ

Ольга Потапова, одна из художниц Лианозовского круга, жена художника и поэта Евгения Кропивницкого, мать художников Валентины и Льва Кропивницких, работала в тени мужа. Она чаще всего описывается в воспоминаниях как хранительница очага, верная подруга и единомышленница. При этом в творчестве Потаповой прослеживается тот знаковый перелом, который практически не затронул лидера Лианозовской группы: после 1957 года, в возрасте 65 лет, художница резко меняет стиль, уходит от фигуративной живописи в сторону абстракции, навеянной VI Всемирным фестивалем молодежи и студентов. Тогда советские авторы были поражены свободой и раскованностью техники письма, которую демонстрировали западные коллеги. Фестиваль дал толчок и представил новые возможности советским модернистам, отдаленным от собственной истории авангарда и вновь нащупывающим связь с современностью.

Ольга Потапова, «Абстракция»

16.11.22, 16:15