Вика Газинская: Из первых рук

Вика Газинская о 54-й Венецианской биеннале

Уникальность Венецианского Биеннале Современного Искусства в его неразрывной связи с историей. Как мостик соединяет каналы, так кураторы соединяют произведения современных художников с историческим прошлым нашей планеты. Первое Биеннале прошло в Венеции в 1893 году. Получается, что изначально, более ста лет назад, площадкой для международного авангарда была выбрана средневековая архитектура. Кураторам, которые отвечают за художественные программы биеннале, нужно работать с историческим пространством, будь то павильон, палаццо или площадь. Отличный пример интеграции — последняя инсталляция Аниша Капура "Ascension" в Соборе Сан-Джорджо Маджоре великого Андреа Палладио.


"Ascension"Аниша Капура в Соборе Сан-Джорджо Маджоре

В этом году мне больше всего понравились не официальная программа биеннале или павильоны стран-участниц, а оба пространства Фонда Франсуа Пино (Francois Pinault Foundation).


Палаццо Грасси

В Палаццо Грасси (Palazzo Grassi), на традиционной площадке Пино, проходит выставка The World Belongs to You. В одной из комнат палаццо меня поразила инсталляция Gunpowder Forest Bubble молодого французского художника Лориса Грео (Loris Gréaud). В черной-черной комнате стоят черные голые деревья, напоминающие ночной лес, и только огромный шар излучает мягкий имитирующий лунный свет.

Лорис Грео Gunpowder Forest Bubble

Во втором пространстве Франсуа Пино, Пунта делла Догана (Punta della Dogana), треугольной постройке 17-ого века, в месте, где соединяются Гранд Канал с каналом делла Джудекка, меня потрясла работа куратора Каролин Бурже (Caroline Bourgeois). Модным языком то, что сделала Каролин, можно было бы окрестить словосочетанием "крутой мерчендайз".

Пунта делла Догана открыли два года назад на прошлой 53-ей биеннале. Культовый японский архитектор Тадао Андо (Tadao Ando) занимался обновлением здания. В этом году я могу сказать, что это лучшая выставка из всех, что мне доводилось видеть. Выжимка самого крутого современного искусства из без преувеличения огромного собрания Франсуа Пино и интеграция его в древнее пространство палаццо. Захватывает дух.

Пунта делла Догана

Тадао Андо

В таком пространстве хочется жить: ты точно видишь, куда тут встанет диван или пуфик. Поражает то, как правильно стоят здесь скульптуры, висят картины, как предметы искусства вписаны в стену, пол или в потолок. Объекты здесь повсюду, в самых неожиданных местах, например, на трубах, перилах, перегородках. Каждый угол хотелось сфотографировать и запомнить на всю жизнь. В таком месте осознаешь, что правильное расположение произведений раскрывает суть искусства, а это, в первую очередь, заслуга куратора.

Работы Дональда Джадда (Donald Judd) в Пунта делла Догана

Мне очень понравились графические работы и скульптуры французской художницы Татьяны Траве (Tatiana Trouve). Она лепит бытовые предметы из непривычных материалов, работая с визуальным восприятием, сбивает зрителя с толку. Кажется, что ты видишь обычный матрас и, только дотронувшись до него, понимаешь, что матрас из бетона.


Также в Венеции я влюбилась в работы американского художника Джеймса Таррелла (James Turrell), чья выставка открылась 11 июня в Гараже у нас в Москве. Таррелл работает со светом на грани между искусством и наукой (в данном случае, физикой). Он изучает бесконечные визуальные возможности света. Как импрессионисты пытались поймать свет в своих картинах, он ловит свет в своей работе. Таррелл пытается прикоснуться к нему, используя все мыслимые и немыслимые возможности. В том числе, архитектуру, исследуя движение света по пространству, изменение пространства светом. Он даже купил себе собственный вулкан, Roden Crater, чтобы на его территории иметь возможность круглосуточно в течении всего года изучать свет. Свет солнца, луны и звезд. 

Джеймс Таррелл и фотография Roden Crater на лекции в ЦСК "Гараж"

Вика на выставке Джеймса Таррела в ЦСК "Гараж"

Если отвлечься от искусства, то в Венеции поражает даже то, как одеваются люди. Во-первых, они почти не носят каблуки из-за брусчатки и других особенностей передвижения по городу. Во-вторых, они не гоняются за тенденциями и вещами сезона, как в период недель моды. Могут носить одежду из прошлых сезонов, необычно миксуют вещи. Мода во время биеннале какая-то интеллектуальная, одежда подчеркивает внутреннее состояние человека, отражает его принадлежность к искусству.


фотографии уличной моды: thestreetfashion5xpro

15.06.11, 14:30