Анна Мерман — о современном арт-рынке, галерее «Объединение» и сборнике «24 слова»

«​Объединение​» — онлайн-галерея, зайдя на сайт и в социальные сети которой можно увидеть работы лучших представителей молодой арт-сцены со всех уголков России. Анна Мерман, основательница галереи, рассказала BURO. об истории создания галереи, положении на современном российском арт-рынке и новом совместном проекте «24 слова» с издательством книжного магазина «Подписные издания».


Анна Мерман

основательница галереи «​Объединение​»


Как создавалась галерея «Объединение» и как потом появилось одноименное СМИ об искусстве?

Проекту сейчас около пяти лет, а идея мне пришла, когда в «Британке» нас учили быть художниками-фотографами. Тогда я сама начинала как художник, но быстро поняла, что лучше направить свой ресурс в создание пространства, которое поможет другим художникам найти свою аудиторию. Так и появилось «Объединение». Проект с самого начала был про молодое искусство — подобных инициатив раньше почти не было, сейчас их количество постепенно растет. За время работы «Объединение» несколько раз трансформировалось. Например, три года назад мне показалось классным не только продавать искусство, но и вести блог, где можно рассказывать про самих художников, студии, в которые мы ходим, и выставки, которые мы смотрим, чтобы человек не просто покупал что-то абстрактно-красивое, а знал, что за этим стоит, и по-настоящему погружался в процесс. Постепенно этот блог вырос в независимое медиа со своей редакцией, которое сейчас функционирует параллельно с галереей на одном сайте, но я уже не влияю на журнал, как было в самом начале.

Часть коллекции Ани Мерман в Новом пространстве, 2021
Персональная выставка Миши Никатина в Рихтере, 2020

Галерея существует только в онлайн-поле. Думали ли вы о создании оффлайн-пространства?

У нас есть офис, где хранятся работы, но выставочного пространства у нас нет. С 2021 года мы начали делать поп-ап проекты на дружественных площадках с художниками, с которыми ведется сотрудничество. Пока такой формат мне кажется оптимальным, поскольку я нахожусь не в России, и это позволяет осуществлять гибкую деятельность без привязки к локации.


А кто делает «Объединение»: как происходит отбор художников и на каких условиях строится сотрудничество?

В основном художники присылают нам на почту свои портфолио, фотографии работ, CV и био, затем команда все отсматривает и отвечает по итогам решения. Я также сама подписываюсь на художников и слежу за их работой какое-то время, прежде чем написать и предложить сотрудничество.


Есть ли на арт-рынке место конкуренции?

Мы часто говорим о поддержке — рынок молодого искусства в России крайне мал и находится в процессе формирования, так что странно относиться к коллегам по рынку как к конкурентам. Мне искренне кажется, что сотрудничество — это важно для процветания и роста молодого российского искусства, расширения заинтересованной аудитории.


Вы сказали, что часто сотрудничаете с другими галереями и проектами. Можно ли в таком случае сказать, что будущее российской арт-сцены в коллаборациях?

Сфера молодого искусства еще только начинает формироваться в самодостаточное направление на рынке, движение в этом направлении идет постепенно. Я мыслю с позиции, что есть не только моя галерея, мои цели и мои художники, а мы являемся частью целого пул игроков. И наша цель — показывать не только известных художников, а знакомить аудиторию с разными командами, которые день за днем создают уникальный продукт. Например, в журнале мы стараемся постоянно поддерживать коллег, показывать открытия выставок разных галерей, обращать внимание зрителя на независимые региональные инициативы. Только работая сообща, осознавая ответственность и вклад каждого участника в общее дело, понимая актуальную повестку и ту действительность, в которой мы оказались, мы сможем оставаться в контексте международного сообщества.


Назовите несколько принципов, которым следует «Объединение».

Во-первых, мы стремимся выстраивать открытую коммуникацию как внутри команды, так и с художниками и коллегами, учимся говорить открыто и искренне. Во-вторых, мы всегда помним о том, что во главе всегда стоит художник, именно творческая деятельность авторов позволяет всем нам работать. И, в третьих, уважение и поддержка – это касается времени нашех коллег, соблюдения личных границ, уважения к работе других команд.

Групповая выставка в Базеле 2022, Объединение и галерея Восход
Групповая выставка в Кривоколенном 2022, Объединение

Какие планы у проекта?

Сейчас сложно загадывать. В этом году есть у нас план на определенное количество выставок, которые я надеюсь реализовать. Из моих личных целей: по возможности пользоваться тем, что я нахожусь за границей, и представлять работы художников международной аудитории.


Сейчас вы живете в Париже, до этого — в Нью-Йорке. Чем галереи в Европе и США отличаются от российских?

До конца 2021 года я жила в Москве и не планировала никуда переезжать. Мой будущий на тот момент муж жил в Париже, поэтому было принято решение о моем переезде во Францию, а из-за его работы мы находились какое-то время в Нью-Йорке. На мой взгляд, одно из основных отличий западных галерей связано со стоимостью работ. Все стоит значительно дороже московских цен, но их нецелесообразно сравнивать с нью-йоркскими, поскольку мы имеем совершенно разные объемы рынков, количество арт-пространств, художников и коллекционеров. Отлаженная работа галерей в Нью-Йорке — результат сформированной культуры потребления и покупки на рынке искусства, и на этом фоне интересно следить за развитием именно молодого искусства. Но вопросы все равно остаются, например, доступности входа в сферу искусства и цена риска, как на европейском, так и на американском рынке. Из явных преимуществ французского: более низкая стоимость аренды помещений. Здесь у меня есть ощущение, что в Париже целое поле для классных идей и стартапов.


Российская арт-индустрия еще довольно молодая. Что стоит взять на заметку российским галеристам у иностранных коллег?

Мне кажется, что у нас будет собственный путь развития, правда, пока не ясно какой. Мой единственный совет: смотреть на коллег, вдохновляться ими и помнить, что нет ничего невозможного. Яркие примеры тех, кто работает с российскими художниками: галерея Сергея Гущина Fragment в Нью-Йорке, в Швейцарии — галереи Даши Лобынцевой Voskhod в Базеле и Serene Саши Бланаря в Лугано, недавно открывшаяся галерея Mute в Дубае.


Существует ли искусство в отрыве от повестки? Как должны реагировать российские художники на происходящие в мире события?

В социологии считается, что даже одно и то же исследование, проведенное в разные дни, каждый раз дает уникальный срез социальной действительности. Мне кажется, если художник открыто выражает свою позицию в искусстве или, напротив, воздерживается создавать и выставлять свои работы, это объясняется тем, что меняется арт-пространство, меняются условия, а вместе с ними — и восприятие искусства, его влияние. Процесс творческой рефлексии не обходит стороной современный контекст, но было бы странно ждать от художника сухой трактовки того или иного события. Но, на мой взгляд, искусство в той или иной степени всегда отражает реальность.


Как наличие современного искусства в общественных пространствах влияет на человека?

Искусство в общественных местах — хорошая идея, которая помогает зрителю принять тот факт, что искусство живет не только в музеях, но и является частью повседневной жизни. Это правильный шаг, чтобы показать, как арт-объекты могут органично вписываются в разные пространства. Я знаю множество хороших примеров, особенно в Москве и Петербурге, когда отели и рестораны экспонируют предметы искусства, вдохновляя и посетителей делать это частью своей жизни.

Персональная выставка Нади Лихогруд в cube
Персональная выставка Маши Егоровой в пространстве Lobby Mocscow

Несколько советов тем, кто хочет начать покупать искусство.

На первых этапах самым главным кажется найти для себя художников, чей «визуальный язык» будет близок. Также можно поставить себе какое-то ограничение – это может вызвать азарт найти что-то большее в заданных условиях. В моем случае этим был бюджет, который я могла потратить: я покупала искусство, которое не выходило за рамки комфортной мне суммы (в разные периоды сумма могла быть как 1000 р, так и 10000 р). К тому же я верю, что только со временем начинаешь лучше понимать, чего ты действительно хочешь получить от искусства, как оно влияет на тебя и твою жизнь.


Недавно «Объединение» и «Подписные издания» выпустили сборник рассказов «24 слова», в который вошли заметки и художественные работы современных журналистов и художников. Расскажите подробнее о проекте.

В феврале прошлого года у нас отменились все намеченные планы, и команда была в растерянности. Мы приостановили деятельность галереи, направив все силы на рубрику «Новый мир: как жить?». Вместе с редакцией искали ответы на волнующие нас вопросы: как сложить чемодан в одну сторону или в какие западные арт-резиденции можно податься в обстоятельствах, в которых все оказались и просто понять, кому интересно искусство в новом мире. И в какой-то момент у Марины Анциперовой, главного редактора журнала, появилась идея собрать эту колонку в одной книге, вдохновением послужила книга «Modern Manners» от журнала «The Gentlewoman». Так, мы решили собрать «24 слова», которые, на наш взгляд, в современном контексте поменяли свое значение или обрели новые оттенки. Они же объединили людей из области культуры, которые рефлексировали на заданное слово и раскрывали определенную тему.


По какому принципу компановались художники и авторы? Есть ли какая-то закономерность в размещении эссе с определенными изображениями?

У нас не было идеи, что текст и арт-объект дополняли друг друга, поскольку писатели не работали в связке с художниками. Единственное, что их объединяло, — слово. Сначала мы в рабочей табличке записывали слова, а потом всей командой думали, кто мог бы его лучше всего раскрыть. С этим предложением мы пришли к «Подписным изданиям», они сразу поддержали нашу идею и дополнили ее своими именами из литературной среды. Книга получилась именно такой, как мы задумывали — это случилось благодаря общим усилиям и слаженной совместной работе.

Персональная выставка Тимы Илларионова в Суперметалле, 2022, художник Тима Илларионов, Объединение
Выставка плакатов на Даниловском рынке, галерея Объединение

Расскажите интересный факт о сборнике.

Книга начинается с текста Юрия Сапрыкина и графической работы Виктора Пивоварова, а заканчивается текстом Лены Кончаловской и живописью Миши Никатина. Эта идея принадлежит редакторам «Подписных». Но мне такая очередность показалась очень естественной, она будто создает ощущение смены поколений и своего рода пути, который проходишь вместе с книгой.


Какие прогнозы дадите российскому арт-рынку на ближайшие пару лет?

Я верю, что на смену разобщенности внутри рынка придет взаимопонимание и уважение. Не хочется думать, что искусство сейчас не имеет права на существование и должно умереть. Что-то еще будет, и искусство, безусловно, сыграет в этом важную роль.

Арина Крайних

10.04.23, 18:10

  • Фото: Иван Ерофеев, Варя Топленникова, Анисия Кузьмина, Никита Бережной