Зверев, Татлин и молодые художники: куда идти и что смотреть в музеях в декабре

Последний месяц года особенно богат на долгожданные открытия и выставки-блокбастеры, так что отправляемся в обновленные музеи, изучаем ретроспективы культовых художников, открываем для себя новые молодые имена и искусство Средневековья и смотрим на знакомое под новым углом.


«АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ. ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ»

КОГДА

до 4 октября 2026 года


ГДЕ

Музей AZ

Анатолий Зверев — один из ключевых московских нонконформистов, знаковая фигура второй половины ХХ века, оставивший после себя огромное наследие. В этом году Музей AZ, посвященный творчеству Зверева, отмечает десятилетие, он наконец открылся после продолжительной реконструкции — и представил новый формат экспозиции — открытое хранение, которое разработала куратор Катя Бочавар. Теперь на первом этаже предлагают самостоятельно передвигать экспозиционные сетки, на которых выставлена графика Анатолия, второй этаж заняли многочисленные автопортреты художника, а третий — живопись, тоже на подвижных модулях, но за стеклом: ее самостоятельно посмотреть не получится, но можно прийти на экскурсию, где работы покажут сотрудники. Текущая выставка рассчитана на год, потом ее сменят — наследие художника намного обширнее, чем получается уместить в компактном музее.


Открытое хранение Музея AZ
Анатолий Зверев, «Автопортрет», середина 1950-х

ТРИ ВЫСТАВКИ В МУЗЕЕ «КОЛЛЕКЦИЯ. ЗИЛАРТ»

КОГДА

с 2 декабря


ГДЕ

Музей «Коллекция. ЗИЛАРТ»

Еще одно значимое для Москвы открытие — музей «Коллекция. ЗИЛАРТ», новая независимая культурная институция, в основе которой лежит обширная коллекция Андрея и Елизаветы Молчановых, более 8 000 произведений, собранных за 25 лет, — от авангарда и нонконформистов до молодых художников. В начале декабря локация открывает двери для широкой публики и приглашает на три большие выставки: «Шаг с пьедестала: скульптура в реальном пространстве», «Африканское искусство: боги, предки, жизнь» и инсталляцию Гриши Брускина Dies Illa. В первом проекте скульптура второй половины ХХ — начала XXI века соседствует с живописью и графикой неофициального и актуального искусства: такое соединение покажет ход мысли и пластические поиски при переходе к объему. На четвертом этаже покажут крупнейшую в России экспозицию традиционного искусства Западной и Центральной Африки — более тысячи артефактов, созданных мастерами десятков народов. А масштабная инсталляция Гриши Брускина — художника из среды советского неофициального искусства — развивает темы, впервые заявленные на Венецианской биеннале 2017 года.

Евгений Чубаров, «Абстракция», 1992
«Сидящий мужчина. Фигура предка». Терракота. Дженне, XII–XVI века

«ДОМ СОМНЕНИЙ»

КОГДА

до 18 января


ГДЕ

Галерея «Здесь» на Таганке

Художник и куратор Вова Перкин однажды решил: зачем пытаться попасть на биеннале современного искусства, если можно сделать собственную? Так появилась «Перкиннале», и теперь она проходит уже в третий раз и охватывает три города — Казань, Нижний Новгород, а теперь и Москву. Последняя выставка под названием «Дом сомнений» стала логичным финалом нижегородской и казанской, подвела итог художественного исследования подсознания, предпринятого Перкиным и близкими ему по духу художниками. Работы полны разнообразных самобытных персонажей, населяющих глубинные комнаты разума, они, как и мы, переживают тревоги и внутренние конфликты, но, только пройдя через циклы этих эмоций, можно выйти из лабиринта комнат внутреннего дома сомнений. Выставка получилась яркой и веселой на первый взгляд, но при этом глубоко терапевтичной.

«Сердца плавильный котел», Дима Маконда, 2024
Триптих «Без названия», Вова Перкин, 2025

«ТАТЛИН. КОНСТРУКЦИЯ МИРА»

КОГДА

до 22 марта


ГДЕ

Центр «Зотов»

В декабре исполняется 140 лет со дня рождения одного из главных авангардистов — Владимира Татлина. Его работы и теоретические выкладки оказали колоссальное влияние на все искусство ХХ века, так что даже удивительно, что нынешняя выставка первая в России за 30 лет. Но получилась она всеобъемлющей: собрали 220 экспонатов, в том числе редкие эскизы и чертежи, графику, фотографии и реконструкции. Зрителям предстоит погружение в мир будущего, каким его видел визионер Татлин, в его мечты о новом времени, где привычные материалы становятся искусством, а функциональность и эстетика неразрывны. Многие его первые пробы кинетической архитектуры были утрачены, но на экспозиции покажут их точные научные реконструкции, а еще — единственный сохранившийся легендарный аппарат «Летатлин».

Владимир Татлин, «Натурщица», 1913
Владимир Татлин, модель проекта «Памятника III Интернационалу», 1920

«НЕТЕМНЫЕ ВЕКА: НОВЕЛЛЫ О СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И АКАДЕМИЗМАХ»

КОГДА

до 3 мая


ГДЕ

«ГЭС-2»

Исследовательские проекты «ГЭС-2» — всегда про связь прошлого с настоящим и про то, как искусство трансформируется через призму современного опыта. Новая выставка кристально точно ложится в эту канву: это проект про образы исторических эпох — Древней Греции, античного Рима, Средневековья — и про то, как они преломлялись в произведениях художников в разное время. Экспозиция объединит русские иконы и готическую скульптуру, живопись и графику классицизма, академизма и модерна XVIII–XX веков, современные инсталляции и видео-арт. Получится многоканальное сопоставление и проверка на прочность стереотипов: была ли античность такой эстетской, как мы воспринимаем ее сейчас, а Средние века — дремучими и темными? Однозначных ответов нет, зато есть многоголосые поиски.

Даня Пирогов, «Подкоп», 2025
«Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах»

«РАЗМЫШЛЕНИЯ. КНИГИ ХУДОЖНИКА»

КОГДА

до 30 января


ГДЕ

Галерея pop/off/art

Художник и архитектор Александр Константинов знаком в основном по монументальным объектам и масштабным инсталляциям в городском пространстве с фирменной штриховкой: здания покрывались линиями, будто нарисованными карандашом, или как бы тонкой сеткой миллиметровой бумаги. У Константинова был и другой интерес — книга художника, особый жанр, где каждый лист издания создается вручную. Графические листы из книг автора и показывают на камерной выставке в галерее pop/off/art: каждому предлагают увеличительное стекло, чтобы в мельчайших подробностях рассмотреть тонкие штрихи гравюр, имитации пятен и потертостей на бумаге, на самом деле тоже созданных штриховкой на офортных пластинах.

Александр Константинов, из книги Meditat ones de prima philosophia («Размышления о первой философии»), 1999
Александр Константинов, из книги Betrachtungen («Размышления»), 1997

НОВЫЙ, 13-Й СЕЗОН «ОТКРЫТЫХ СТУДИЙ» «ВИНЗАВОДА»

КОГДА
до мая 2026 года


ГДЕ

ЦСИ «Винзавод»

Центр современного искусства продолжает открывать новые имена через «Открытые студии» — проект на стыке мастерских, резиденции и арт-школы. Десять молодых художников в течение нескольких месяцев будут работать под руководством ментора Полины Могилиной, и в студии можно прийти практически в любой момент, познакомиться с авторами, понаблюдать за процессом, поучаствовать в мероприятиях параллельной программы. Резиденты нового сезона — Оксана Афанасьева, Ирина Зюськина, Тима Илларионов, Артур Кривошеин, Александр Крылов, Анна Лапшинова, Катя Никитина, Самуил, Гоша Хомич, Арина Шабанова: некоторые имена могут быть знакомы знатокам по ярмаркам молодого искусства и групповым выставкам, другие — совсем новые, но все точно заслуживают внимания.

Оксана Афанасьева, «В детстве я боялась», 2025
Самуил, «Без названия», 2025

ОБНОВЛЕНИЕ ОТКРЫТОГО ХРАНЕНИЯ «ГАРАЖА»

КОГДА

с 29 ноября


ГДЕ

Музей «Гараж»

«Гараж» продолжает ротацию своего открытого хранения — теперь в проницаемых ячейках выставлены новые работы из его собрания, а также произведения, которые музей только планирует приобрести. Нынешняя итерация фокусируется на искусстве 1990–2020-х годов: это, например, фотороман «Как я люблю» и видео Happy End Людмилы Горловой, две инсталляции Константина Звездочетова, графика Нины Котел, фотосерия «НИИ» Анастасии Цайдер, видео «Горе от ума» Ольги Тобрелутс, а также масштабная работа 0331с «Такой момент», созданная непосредственно в открытом хранении с помощью огнетушителей, распыляющих краску.

Открытое хранение в Музее современного искусства «Гараж», 2025
Фото: Алексей Народицкий, музей современного искусства «Гараж»

«ИЗ ПЕКИНА В МОСКВУ: ДИАЛОГ КУЛЬТУР»

КОГДА
до 23 февраля


ГДЕ

Третьяковская галерея

В рамках года культурного сотрудничества между Россией и Китаем Третьяковская галерея и Национальный музей Китая подготовили выставочный обмен: в Пекин отправились полотна Репина, а в Москве показывают традиционное китайское искусство — ценные свитки эпохи династий Мин и Цин, каллиграфию и роспись по шелку XIV–XIX веков. Утонченные сюжеты, природные мотивы, бытовые сцены, погружающие в ту далекую эпоху, — небольшая, на несколько залов, выставка получается умиротворяющим созерцательным путешествием через время и пространство. Настраивайтесь на замедление, чтобы рассмотреть выверенные мазки туши и тонкие миниатюры.

Люй Цзи, «Свиток: золотистый фазан с камелиями», XV век
Дун Банда, «Свиток. Цветы сливы на фоне заснеженной горы Дэнвэй», XVIII век

Варя Баркалова

01.12.25, 14:50