Дерк Сауэр: "Печать будет всегда, но вроде виниловых пластинок и книг"

Интервью с основателем Sanoma Independent Media и главой холдинга РБК

Наш автор Ксения Пономаренко, студентка престижной Columbia Business School, беседует с людьми бизнеса в рамках новой серии интервью для Buro 24/7. Первым героем проекта стал Дерк Сауэр, основатель Sanoma Independent Media и глава холдинга РБК

Укаждого успешного бизнеса всегда есть положительная финансовая отчетность, в противном случае — это хобби. За каждым успешным бизнесом всегда есть ключевая фигура — создатель и руководитель. Новая серия интервью будет посвящена общению с создателями и владельцами знаковых для сегодняшнего медиапространства бизнесов. 

Первым героем проекта стал Дерк Сауэр. Больше 20 лет назад Сауэр основал газету для экспатов The Moscow Times и компанию Independent Media, в рамках которой в России появились издания Cosmopolitan, Esquire, Harper's Bazaar, Grazia, National Geographic, газета "Ведомости" (в партнерстве с Financial Times и The Wall Street Journal) и другие. В Голландии Дерк известен как акционер газеты NRC Handelsblad и газеты City A.M., основатель популярного в Eвропе йога-ретрита, заядлый семьянин (с Элен Феербек Дерк в браке уже почти 30 лет) и филантроп.

Сегодня Сауэр возглавляет медиахолдинг РБК, слухи о продаже которого ходят так же активно, как и слухи о продаже Sanoma Independent Media. В России говорят, нет дыма без огня, поэтому в преддверии очередного передела медийного рынка, я решила пообщаться с Дерком.

По профессии вы предприниматель. С чего все началось?
Я никогда не видел себя предпринимателем. Я — журналист, писал об изменениях в России, о перестройке. Я приехал в эту страну, и мне нравилось писать обо всем: об особой атмосфере, о людях, об их оптимизме. Мне нравится некий "беспорядок" в России; вы действительно любите, когда все идет не по плану, — это значит, что вы по-прежнему можете сами себе что-то доказать. Я всегда сравниваю вас с "горной" Европой. Там люди боятся упасть со своей вершины "комфортного проживания", поэтому не рискуют. Их пугает, что жизнь может стать хуже, чем есть. Люди в России постоянно поднимаются вверх, поэтому не боятся упасть.

Как каждый уважающий себя журналист, я всегда хотел иметь свою газету. Собственно, с этого все и началось. Иметь свое печатное издание в Голландии практически невозможно. Рынок просто-напросто переполнен. Когда я начинал работать в России, здесь было "пусто". Здесь мог начать каждый — успех был гарантирован. Я запустил The Moscow Times. Это был не коммерческий проект. Я не имел представления о прибылях и убытках, мои прогнозы были неверны. В 1992-м я вложил все свои деньги, занял у друзей и за 6—9 месяцев все истратил. Мы стали банкротами. Все, что у нас было, мы вложили в проект в России. Мы не могли вернуться в Голландию — у нас просто не было денег, и тогда я был вынужден продать свой дом в Амстердаме. 1993-й выдался тяжелым. Тогда у моей жены появилась идея создать женский журнал Cosmopolitan, который и спас наше дело. Мои друзья снова помогли, одолжив денег. Наш журнал произвел настоящий взрыв — такой успех бывает крайне редко: в первый год печати вышло 50 000 выпусков, а спустя два года — 1 миллион, как у Playboy или Harper's Bazaar. Мы просто появились в нужном месте в нужное время. У нас получился действительно хороший журнал. Многие пытаются достичь того же успеха, но не все понимают, что 90% — это просто везение.

Скажу, что я точно не гений. В бизнесе важно найти хороших людей, правильную команду. Я нашел таковых, и дал им полную свободу деятельности. В России это было невероятно, так как здесь всегда есть босс, который диктует, что и как делать — структура "сверху-вниз". Я же работал "снизу-вверх": дал полномочия людям (например, Елене Мясниковой). В этом и есть моя секретная тактика: давать людям власть принимать решения и управлять. Некоторые журналисты пишут, что я "звезда", но это не так. Я просто правильно поставил людей на свое поле, как тренер в футбольной команде. Тренер дает вдохновение и советы, команда создает некий результат. 20 лет назад в России не было редакторов, дизайнеров, модных журналистов, мы просто подбирали людей и давали им власть. Это сейчас существует целое сообщество профессионалов.

"Я всегда сравниваю Россию с "горной" Европой. Там люди боятся упасть со своей вершины "комфортного проживания", поэтому не рискуют"

Вы привезли более 30 брендов в Россию, и почти все они стали успешными. Когда вы почувствовали, что компанию нужно продавать?
Это было сочетание многих вещей. К нам приходили предложения продать компанию с первого дня, но я не был готов к этому. Когда открываешь проект, и он успешен, то не можешь остановиться. Но спустя 15 лет я понял, что эйфория проходит: я начал терять энтузиазм и остроту мышления. Деньги не были основным фактором. Я понимал, что теряю себя, а не деньги. Я хотел заставить себя открыться новому опыту. Например, мечтал проплыть на парусной лодке вокруг земного шара, что и сделал. На путешествие ушло четыре месяца. Мы стартовали в Голландии, через Средиземное море, Канарские острова к Карибскому бассейну и далее. Вторая причина, по которой я решил продать компанию,  увидел, что бизнес достиг своего максимума, и стараниями Интернета он может пойти только вниз. 

Как и почему вас всерьез начала интересовать йога?
Это очень интересная история. В неспокойные времена на главного редактора Playboy было совершено покушение. Элен очень тяжело переживала этот этап и решила заняться йогой. Чтобы поддержать жену, я поехал с ней на йога-ретрит и только там понял, что мне тоже по душе это занятие. Я заметил, что люди начали активно интересоваться йогой, и, по привычной формуле, решил запустить об этом журнал, потом конференцию, а потом это превратилось в бизнес. Но я сделал это не ради денег, а с целью дать людям действительно что-то полезное. Для меня это важно. Human Rights Watch поддерживает людей, которые борются за свои права во всем мире, и я им в этом помогаю.

Без каких качеств не стать успешным человеком?
Зависит от того, что вы подразумеваете под словом "успех". Деньги, к сожалению, здесь не главное. По крайней мере, я так считаю. Деньги — это результат, а не цель. Если для тебя это цель — значит, ты бездушен. Я добился успеха, потому что действительно хотел это делать. Я не считал, сколько денег получу. Продукт — вот, что для меня важно.

"Я абсолютно уверен, что печатные СМИ себя изживают. Конечно, печать будет всегда, но вроде виниловых пластинок и книг"

Помимо прочего, вы сделали так, что людям хотелось работать с вами и у вас.
Да, для меня это очень важно — идти на работу как на праздник. Если ты хочешь, а не должен идти на работу, то, безусловно, это успех. Находить людей и делать их счастливыми — моя награда.

Какие качества вы ищете в людях, когда подбираете себе команду?
Во-первых, характер. Если у тебя есть стремление и позитивный настрой — это уже 50% успеха. Я смотрю больше на личность человека, чем на его опыт. Опыт можно наработать, а характер — нет. Мы создали такую атмосферу, чтобы люди помогали друг другу, как в Sanoma Independent Media, так и в РБК. Я ненавижу офисную политику, я люблю позитивную энергетику. В конце концов, ты проживаешь жизнь один раз.

 

Вы считаете себя успешным человеком?
Да. И еще я очень счастливый человек. В следующем году будет 30 лет, как я женат. Мы очень близки с Элен. Работа важна для меня, но семья — на первом месте. Я встречал много людей, успешных в своем бизнесе, но несчастных в личной жизни. 

Давайте поговорим о медийном рынке. Что происходит сегодня и какого ближайшее будущее? 
В России процесс оцифровки печатных СМИ происходит медленно, а реклама все больше тянется к Интернету. Я абсолютно уверен, что печатные СМИ себя изживают. Конечно, печать будет всегда, но вроде виниловых пластинок и книг. Тенденции меняются. Это одна из причин, по которой я пришел в РБК: цифровая компания — очень любопытно.

Основной доход в цифровых медиа должен приходить от рекламы?
Я верю в смешанную модель. Только рекламные доходы не спасут нас, потому что цена на "цифру" намного ниже, чем на печать.

Расскажите подробнее про РБК.
Это полная противоположность тому, что я делал раньше. В холдинге до моего прихода царствовала "офисная" политика. Люди, в первую очередь, думали о себе, компания же была на втором месте. Здесь не было дружеской атмосферы, у каждого были разные идеи. Я не люблю угрюмых людей, и приходилось принимать трудные решения. Я честно сказал, что у меня иной стиль, и они поняли это.

Каковы цели холдинга?
Очень амбициозные. Я хочу, чтобы РБК стал номером один в стране. Я запрограммировал РБК вернуться к основной теме — бизнесу. Сейчас мы избавились от всего, что не являлось нашей основой задачей. 

Sanoma Independent Media выставлена на продажу. Как вы можете это прокомментировать?
Сложно говорить о своем детище. С одной стороны, я хотел бы вернуть его обратно, так как считаю, что нынешние владельцы поступают неправильно. С другой — это будет глупо. Не знаю, что делать.

Лиза Мелина

17.09.14, 13:00