Знание — сила: почему учиться на протяжении всей жизни стало модным?

Узнали у Саши Жарковой и Маши Бочаровой из SETTERS EDUCATION

СЕО SETTERS EDUCATION Саша Жаркова уверена, что постоянное обучение чему-то новому — абсолютно нормальная практика, ведь только таким образом можно сделать жизнь особенной, насыщенной и интересной. С этим утверждением согласна и директор по продукту SE Маша Бочарова. BURO. поговорило с каждой о концепции lifelong learning, новых направлениях образовательного проекта и востребованности на российском рынке и за его пределами.


Саша Жаркова

СЕО SETTERS EDUCATION

Маша Бочарова

Директор по продукту SETTERS EDUCATION


Саша, SETTERS на сегодняшний день является одним из самых востребованных коммуникационных агентств. Расскажи, каково это? Ты, безусловно, гордишься собой и своей командой, но все же поделись чувствами.

Саша:

На самом деле, когда ты являешься кем-то узнаваемым, каким-то молодцом, главное, на мой взгляд,  не зацикливаться на этом, хотя порой это так соблазнительно. «Ты молодец, ты лучший, что еще нужно? Да в целом и ничего». Только «ничего» и остается. Не нужно концентрироваться на победах и успехах — это сбивает. Для меня гораздо важнее быть постоянно открытой новому опыту, новым свершениям, находить новые точки роста для себя и всей команды — в этом истинная мотивация и источник желания продолжать.


На базе SETTERS получил жизнь проект SETTERS EDUCATION. С чего все началось? Как вы пришли к тому, что необходимо запустить образовательную площадку?

Саша:

Кажется, что не мы к этому пришли, а нас привели. Будем честными, на момент запуска (2016 год) рынок допобразования был не настолько разнообразен и доступен, как сейчас: новые знания, особенно в мире диджитала, искали днем с огнем. А те, кто этими знаниями обладал, хотели оставаться единственными их носителями и ни с кем не делиться. Рада, что мы сразу поняли: стратегия открытости и кооперации гораздо перспективнее конкуренции и страха делиться опытом. Именно большое количество запросов побудило нас провести первую лекцию. А потом еще одну, а следом запустить курс. Так мы поняли, что выходим за рамки SETTERS, ведь это уже самый настоящий SETTERS EDUCATION. До 2020 года проводили обучение только в офлайне, после, конечно, многое изменилось, но мы этому очень рады.


Для кого вы создавали свой проект? И кто сейчас ваша аудитория? Она изменилась?

Саша:

Первое время SE был отчасти HR-проектом — после курсов многие ребята попадали к нам на работу. То есть он был для всех, кто хотел работать в маркетинге и диджитале. Многое, правда, меняется, но одно остается незыблемым: к нам приходят очень крутые ребята абсолютно разного возраста, они приезжают из разных стран и городов, иногда даже из совершенно неожиданных сфер деятельности, потому что не ограничивают себя в знаниях. Наши студенты — всегда про честность и открытость новому, а еще, наверное, про осознанный подход. На сегодняшний день аудитория не изменилась кардинально, но с каждым годом она расширяется по мере трансформации наших образовательных направлений.

Маша:

Можно подсветить две ключевые группы аудитории. Первая скорее про начинающих специалистов. Они выходят на рынок креативной индустрии и заинтересованы в том, чтобы получить максимально прикладное знание, которое схлопнет две реальности. Так, если учился в вузе, то переориентируешься на практику. Если же самоучка, поймешь правила и законы, исключения и особенности, по которым и с которыми работает индустрия. Мне кажется, это первая ступенька или несколько первых шагов, которые специалист может сделать достаточно уверенно благодаря нашим курсам.

Вторая группа — те самые ребята, которые приходят к нам за апскиллингом. Поясню. Это не рескиллинг, когда мы целиком меняем профиль специалиста, потому что он, например, устарел или человек принял решение изменить профессию. Говоря про апскиллинг, мы имеем в виду, что в существующем костяке есть слепые зоны либо есть запрос на горизонтальное развитие, на расширение ветки навыков. Например, когда ты учишься в магистратуре в Нидерландах, программы делятся на Master of Science и Master of Practice. Получается, что первое — это трек, по которому ты двигаешься в академическую сторону, а второе — тот самый апскиллинг, когда все обучение строится в первую очередь на практике, где диплом и прочие работы пишутся при компании. Это скорее про наращивание каких-то компетенций, навыков и знаний, чтобы быть лучше, эффективнее и востребованнее.

На мой взгляд, наша аудитория мало изменилась. Это все те же ребята, которые горят, которые понимают и чувствуют тренды, в рамках которых развиваются весь диджитал-мир и вся креативная индустрия.


Поговорим о спикерах. Кто они? Как вы понимаете, что именно «вот эти люди» нужны? Каким образом привлекаете их в SETTERS EDUCATION?

Саша:

Изначально мы делали ставку на спикеров из топ-менеджмента и сотрудников агентства. То есть ребят, которые каждый день работают в креативной и рекламной индустриях, ребят, чьи проекты вы видите в соцсетях. Это же круто? Круто! Но в какой-то момент мы уперлись в этом вопросе в потолок: SE хотел расти и масштабироваться, а человеческий ресурс был ограничен. По этой и еще ряду причин (поиск новых направлений, нового опыта) мы стали работать с приглашенными спикерами и экспертами и очень гордимся этим.

Маша:

Хочется отметить, что в SETTERS EDUCATION мы говорим про практико-ориентированное обучение и подготовку специалистов по конкретным моментам. Поэтому наши спикеры — работающие специалисты, у которых есть достаточно хороший и разнообразный опыт, и они прямо сейчас трудятся в том или ином направлении. Мы, конечно, стараемся привнести как можно больше кейсов из экспертного опыта в процесс обучения. Очень важно быть готовым к тому, что платформа, которую вы для себя формируете как специалист, постоянно будет находиться в движении. И в этом нет ничего страшного, просто надо научиться грамотной навигации.

Поскольку SETTERS EDUCATION появился из агентской экспертизы, у нас очень много специалистов из самого агентства. И, безусловно, к нам часто обращаются партнеры, друзья из индустрии, поскольку мы выступаем классной площадкой. Бывает и по-другому: мы понимаем, что хотим запустить что-то интересное, но никого дружественного в этом поле нет — тогда изучаем рынок и ищем самых лучших специалистов. Это, кстати, не всегда публичные люди. Мы находимся в постоянном поиске экспертов, ресерчим рынок, и не только российский (особенно после того, как агентство вошло в сообщество by the Network). Надеемся, в ближайшее время получится настроить не только процесс обмена практикой и опытом внутри российского рынка, но и создать продукт между креативными индустриями разных стран и получить такую большую площадку для cocreation- и cosharing-практик.


Есть ли какое-то принципиальное различие между обучением единичных специалистов и целых компаний?

Маша:

Конечно, и это выясняется на первом этапе, когда мы пытаемся понять цель и мотивацию обучения сотрудников или учащихся. В одном случае заказчиком обучения является сам специалист, в другом — компания, которая преследует собственные цели и хочет обучить достаточно большой объем специалистов для получения эффекта именно на своем уровне. И, к сожалению или к счастью, так бывает, что цели компании отличаются от личных целей и мотивации сотрудников. Поэтому когда мы занимаемся проектированием программы или направления, то пытаемся узнать не только бизнес-цель, которую нужно решить компании, но еще понять, как эту бизнес-цель можно заземлить. А отсюда — мотивировать самого сотрудника, который идет на обучение. Следовательно, этап того самого погружения и онбординга может быть очень разным. Этим и отличается проектирование, потому что оно автоматически должно отвечать целям и задачам двух агентов.


Откуда взялся тренд на непрерывное обучение? Почему, на ваш взгляд, учиться всю жизнь — это нормально и круто?

Саша:

На самом деле термин lifelong learning крутится в нашей жизни несколько лет. Последние года два о нем говорят активнее. Но мне кажется, что и до момента появления такого термина непрерывное обучение существовало. Люди просто не осознавали этого. Мне нравится, что теперь об этом говорят более открыто, более осознанно, применяют к этому определенный термин, понятие и, возможно, определяют ту деятельность, которой люди не могли дать название. Теперь все понимают, что какие-то факультативные, дополнительные занятия, книги, лекции подкидывают в их копилочку непрерывного обучения классные бонусы. Мне кажется, учиться всю жизнь чему-то новому — это нормально и круто, потому что именно так можно прожить эту жизнь по-особенному, насыщенно, интересно. Ведь в мире необъятное и бесконечное количество знаний, информации, опыта. Мы, не контролируя, каждый день узнаем что-то новое, поэтому это нормально. Думаю, каждый человек может сформулировать для себя особенный подход к непрерывному обучению. Очень тяжело, на мой взгляд, подгонять этот процесс под общие рамки. Когда ты начинаешь чему-то или кому-то соответствовать, появляются все эти синдромы FOMO. Это должен быть твой уникальный образовательный непрерывный путь.


Как вы считаете, классическое вузовское образование изживет себя? Оно вообще нужно, важно? Что думаете по этому поводу?

Саша:

Если мы говорим о классике в контексте вообще высших учебных заведений, университетов, то, на мой взгляд, они никогда не изживут себя, если будут меняться, добавлять и пробовать что-то новое, находить новые точки роста, направления, темы в образовании. Немаловажный момент: получение высшего образования во всем мире в принципе и в России в том числе очень важный социальный институт. Помимо получения знаний и навыков, мы проживаем переходный период между окончанием школы и взрослой жизнью. Поэтому думаю, что тот, кто будет меняться, точно себя не изживет.


Какое направление в SETTERS EDUCATION самое популярное среди учеников?

Маша:

Самые популярные направления — те, что связаны с маркетингом и SMM. Это обусловлено и тем, что сам проект построен в первую очередь на экспертизе агентства, в которой ему не было равных. И агентство, и SE прошли уже довольно долгий путь. Сейчас достаточно большой блок занимают и будут занимать все направления, связанные с дизайном (графический, веб-): много курсов, которые дают специалистов нового профиля, тех самых, которые оказываются на гребне волны. Мало хороших наставников, руководителей, менеджеров, которые смогут управлять этими великолепными специалистами и сделают так, что они все будут двигаться в одном направлении, пусть даже изначально у каждого есть свой вектор движения. Собственно, поэтому у нас уже существует менеджерское направление, пусть пока и маленькое. Уже сейчас мы учим креативных лидеров — тех, кто не столько управляет креативными единицами, сколько подходит к управлению как креатор. И, конечно же, есть прекрасный курс ASAP про проектный менеджмент, который меняется в условиях комплексности и новых направлений в работе, которые появляются по всему миру.


Как ты считаешь, в чем секрет успеха проекта? Почему выбирают вас?

Саша:

На самом деле мне не очень близко понятие «секрет успеха», потому что успех у каждого свой, он имеет индивидуальные параметры. Мне нравится то, что мы делаем, как мы это делаем, куда мы движемся. Нравится то, какие ребята к нам приходят и что с каждым годом их становится больше, что есть много тех, кто приходит во второй или в третий раз. Почему выбирают нас? Мне кажется, сейчас в целом выбор того или иного бренда, не только в образовательной индустрии, основывается на эмоциях — насколько тебе откликаются ценности компании, то, как она делает продукт. Думаю, нас выбирают по разным причинам. Например, по рекомендациям. Но финальное решение, на мой взгляд, базируется именно на эмоционально-человеческом отклике. И я рада, что удается вызывать это чувство, несмотря на рост, масштабирование, — именно это останется для нас навсегда чем-то важным.

25.11.21, 19:21