«Абсолютно все зависит от людей». Основатель WOS Андрей Артемов об успехе, конкурентах и важности поддержки

В этом году 10-летие отмечает бренд WOS, любимый главными столичными и не только модницами. В созданных Андреем Артемовым вещах ходят все — Наташа Гольденберг, Ксения Собчак, Рената Литвинова и даже новая глава французского Vogue Эужени Трошу. В рамках юбилейного проекта BURO. «Портрет поколения» журналистка и автор телеграм-канала «На дне» Оксана Смирнова поговорила с дизайнером о том, как изменился сам бренд и его клиенты, с кем приходится конкурировать (если приходится) и чего не хватает российской индустрии моды.


Откуда возникла идея создать WOS? Как эта идея трансформировалась с годами? WOS сейчас отличается от изначальной задумки?

Я много раз рассказывал об этом, но давайте попробую по-новому. Я дизайнер по образованию, и десять лет назад, после многих лет работы — редактором моды, директором отдела моды, стилистом, — понял: или сейчас, или никогда. Оригинальное же название бренда — Walk Of Shame — было мне «подарено» в шутку подругой, финансистом Шарлоттой Филиппс, еще за пару лет до выхода первой коллекции.

Дебютную коллекцию мы делали вместе с моей подругой Катей Сычевой на ее кухне. Катя уже тогда знала всю индустрию изнутри, и я попросил у нее помощи. Спустя ровно 10 лет над юбилейной коллекцией мы снова работали вместе.

Бренд, конечно, меняется, и неспроста изменилось его название. Но суть WOS остается прежней, он растет и идет сам к себе, если можно так сказать. Бренд стал взрослее, референсы, которые я и команда используем, — более сложными и глубокими. Я чувствую себя более уверенно. Качество и производство — просто новый уровень по сравнению тем, что было 10 лет назад. Но нас все так же любит молодежь — остался прежний задор.

Андрей Артемов, основатель и дизайнер WOS

Кого из игроков на рынке в момент запуска ты считал конкурентами, а на кого равнялся? А сейчас с кем конкурирует WOS?

Я с самого начала ориентировался на собственные ощущения и желания. Конкуренции внутри российского рынка не было тогда, не появилась она и сейчас. С другими дизайнерами мы дружим, не конкурируем. На зарубежном же рынке конкурентов определяют закупщики — посмотрите, рядом с какими марками висит бренд, и будет понятна ниша. В нашем случае — от Acne до Jacquemus.

Чем, кстати, вы отличаетесь от остальных? Почему стоит идти именно к вам?

Я не ориентируюсь на другие бренды, когда создаю коллекции, поэтому сложно сказать, чем мы отличаемся и, главное, от кого. Думаю, к нам приходят за вещами, которые несут определенный код, — нас всегда видно, и нашим клиентам это нравится. Я же особенно радуюсь, что элементы башкирского костюма и визуальной культуры, которые мы начали вводить в коллекции не так давно, так полюбились покупателям. В первую очередь разлетается все с принтом «курай».

Опиши, пожалуйста, девушку в стиле WOS? Какой у нее образ жизни, характер?

Это может быть кто угодно — от 50-летней бабушки с двумя внуками до 18-летней девушки самого классного рэпера. Я одинаково радуюсь, когда вижу свои вещи на обеих.

WOS Resort 2022

Что считаешь первым успехом компании? И расскажи, пожалуйста, как удалось выйти к зарубежным селебрити? Как вышло, что они стали носить WOS?

Я понял, что это успех, когда впервые увидел на улице незнакомого мне человека в WOS. На иностранный рынок мы попали после того, как с нами на связь вышел тогда еще существовавший культовый нью-йоркский магазин Opening Ceremony. Тогда я понял, что пора расширять границы, шел 2013 год, и тогда это было возможно. Затем Рианна купила в Browns наш костюм. Дальше были Кэтти Перри, Миа Моретти, Керри Вашингтон, Рошин Мерфи. Думаю, эти истории все уже тоже слышали.

Самые большие трудности, которые удалось преодолеть за первые десять лет?

Отсутствие в России настоящей индустрии и в целом рынка — очень сложно найти хорошие кадры.

WOS Pre-Fall 19
WOS FW19/20

На сколько лет жизни без работы тебе бы хватило уже заработанных на этом бизнесе денег?

Ни на сколько, все мои средства сейчас продолжают работать внутри компании.

Что стало самым неожиданным в развитии проекта?

Неожиданным был японский бум и в целом огромный интерес со стороны азиатского рынка. То, как в Азии носят мои вещи, на что обращают внимание — это потрясающе. Но я в целом сохранил способность искренне удивляться. До сих пор радуюсь каждому человеку в нашей одежде.

Babochka FW19/20 lookbook

Какие три-пять главных выводов за эти годы можно сделать лично тебе как основателю бренда?

Основной вывод, который я сделал за эти годы, — абсолютно все зависит от людей. И если все сейчас будут очень много работать, то в России появится индустрия.

Работа в моде очень эмоциональна. Что тебя больше всего раздражает в этой сфере? А что вдохновляет?

Вдохновляет мода сама по себе, я олдскульный человек в этом смысле, а не раздражает, пожалуй, ничего.

Чья поддержка была для тебя самой ценной за эти 10 лет?

От всех моих друзей без исключения, перечислять могу бесконечно. Их поддержка для меня очень важна, и я до сих пор ощущаю ее каждый день.

Если бы не модой, чем бы ты занимался?

Ничем, только модой.

WOS FW16/17 show backstage

Как поменялись вкусы и предпочтения клиентов за 10 лет?

Они скорее расширились, так как бренд очень разросся — у нас четыре коллекции в год, отдельные линейки трикотажа, денима, обуви, кожаные аксессуары. Наши пальто и костюмы — абсолютные хиты и мастхэвы. Плюс коллабы. И каждый сезон мы запускаем что-то новое: этой зимой — пуховик. Причем два вида, один с традиционным пухом, второй — с экоматериалом, для клиентов, которые не носят пух. На все наши новинки покупатели реагируют с энтузиазмом. Мы растем вместе — даже новогоднюю капсулу стали создавать отчасти по просьбе постоянных клиентов. Сейчас в продаже очередная, и спрос на нее огромный.

Поделись, если можно, стратегией? На что делаете ставку? Самые большие амбиции на ближайшие годы?

Хотим развивать клиентский сервис и собственный ритейл.


Оксана Смирнова

23.12.21, 19:55

  • Фото: Сопо Папиашвили; WOS