Канны как они есть: гуманистический манифест

Денис Катаев о том, что происходит на фестивале

Наш каннский корреспондент Денис Катаев подводит первые итоги 69-го киносмотра, в программе которого он обнаружил немало проявлений человеческой природы

Очередной Каннский кинофестиваль перевалил за середину, так что можно говорить о том, что общая картина уже ясна. Лейтмотивом этого смотра стали истории о том, как в одном лице  уживаются и человек, и чудовище: что на фоне обострения международных конфликтов и европейских потрясений последнего времени выглядит весьма логично. Итак, конкурсные картины можно разделить на следующие проявления всего человеческого:

 

1. Прописные истины

Олдскульные фильмы просто о том, что значит в наше насыщенное время быть человеком, как и положено, привезли старейшины — британец Кен Лоуч и американец Джим Джармуш. Оба сняли кино про героев нашего времени, которые отказываются жить по правилам хаотичной жизни, символично не пользуются гаджетами, запутались в этом вечно мелькающем мире и хотят чего-то другого и вечного. 79-летний Лоуч вообще представил фильм-завещание, написал свой манифест о том, как не хочется превращаться в раба гибридных людей. Он привез в Канны нетенденциозное и подчеркнуто несовременное кино «Я, Дэниэл Блэйк» про униженных и оскорбленных нашим современным обществом, выкинутых на периферию жизни людей. Главный герой — тот самый Дэниэл Блэйк, бывший плотник, которому врачи запрещают работать после инфаркта. Теперь, чтобы получить пособие, он должен пройти через круги ада английской бюрократии: снова подать заявление, составить резюме, записаться на программу по поиску работы, на которую он все равно не может выйти при всем желании. И только когда он пройдет все эти этапы, его просьба будет рассмотрена, а пока — делай что хочешь.  На пути ему попадается мать-одиночка, которая тоже никак не найдет работу из-за дурацких препон и, соответственно, не знает, как прокормить себя и детей. У Блэйка появляется новая цель — спасти ее семью, а заодно обрести смысл жизни самому. И это вам не документалка из Сирии или ЮАР. Речь идет о благополучном европейском государстве, где всех, кто не успевает идти в ногу со временем, вышвыривают. В итоге Блэйк восстает против системы, ярко и беспощадно. Потому что он человек, а не винтик, гражданин, ни больше, ни меньше. Лоуч уверяет нас, что истинные чувства никуда не исчезли, эмпатию никто не отменял, а у нас у всех что-то пошло не так. Культовый британец в очередной раз доказал, что самая обыкновенная человеческая история сегодня может оказаться куда более впечатляющей, чем любое самое изощренное авторское высказывание.

Кадр из фильма Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блэйк», 2016

Так же тонко и поэтично это получилось у Джима Джармуша в фильме «Патерсон», где он рассказывает историю маленького человека, водителя автобуса, который не хочет прогибаться под изменчивый мир. Его внутренняя эмиграция — поэзия. В промежутках между сном, работой, семейным ужином и вечерней прогулкой с собакой он открывает блокнот и пишет стихи, какие есть, и в этом легко углядеть банальное величие жизни.

Кадр из фильма Джима Джармуша «Патерсон», 2016


2. Бытовуха

Детально к человеку по традиции присматриваются румынские режиссеры, которые в этом году в Каннах представлены почти во всех программах. В основном конкурсе сразу две картины из этой страны. Первым свою работу показал Кристи Пую: в его «Сьерра-Неваде» тоже рисуется очень честный портрет людей. На первый взгляд в фильме ничего не происходит: родственники собираются за столом, чтобы помянуть главу семейства, который ушел из жизни 40 дней назад. Все эти бабушки, кузены, братья и сестры, уже со своими женами и детьми, решили соблюсти традиции и все-таки встретиться в одной квартире в Будапеште и вспомнить родственника. Но все сразу пошло не так, им кто-то мешает сесть за стол, как и героям «Скромного обаяния буржуазии» Бунюэля. Такие незнакомые, такие конфликтные и противоречивые, они разговаривают обо всем, только не о покойнике: о коммунизме, 11 сентября, теракте в редакции Charlie Hebdo, который по сюжету случается на днях, о Путине, Обаме, Чаушеску. И здесь снова получается так, что конфликты глобальные, исторические разворачиваются на фоне трагикомедии одной семьи, их ссор и вечных разборок. Они вступают в бессвязные дискуссии и ненужные разборки — и за этим с интересом наблюдает камера режиссера, а возможно, и дух того самого покойника, ради которого все здесь собрались. Но при этом, о чудо, в этих четырех стенах разворачивается такое действие, от которого оторваться практически невозможно. Столько в этих пустых беседах и житейских ситуациях глубокого и смешного, чего стоит только один приход священника, грустного и ироничного. Целая жизнь в одной квартире. Философия банальности, возведенная до масштабов древнегреческой трагедии. Такова и вся наша жизнь.

Кадр из фильма Кристи Пую «Сьерра-Невада», 2016

 

3. Кунсткамера

Черный юмор — лучшее средство борьбы с человеческими пороками. С этим приемом отлично справляется фаворит каннской программы французский режиссер Брюно Дюмон. В его яркой и сногсшибательной картине «В тихом омуте» человек как раз превращается в настоящее животное, результатом чего становится фантасмагоричная и абсурдная сказка, открывающая нам новый удивительный мир.  Действие картины происходит на Атлантическом побережье Франции, только не сейчас, а ровно век назад, в ту самую Belle Époque, а герои Дюмона отвратительно карикатурны. Типичные буржуа, которым наплевать на происходящее вокруг, они просто восхищаются пейзажами, приезжают отдыхать в сельский тихий омут, где ведут праздные разговоры, как будто персонажи из произведений Марселя Пруста или, если хотите, из фильма Пую. А по соседству, для колорита, обитает семья каннибалов, такие простые деревенские босяки с характерными мордами, убивающие туристов ради пропитания. Эти преступления безуспешно пытаются раскрыть не менее отвратительные детективы в образе Чарли Чаплина. В общем, тотальный хаос, где все друг друга стоят, где люди как звери следуют своим инстинктам и даже не замечают этого. Выживают в этом омуте только любовники и искусство, которое декларирует режиссер.

Кадр из фильма Брюно Дюмона «В тихом омуте», 2016

Тем временем его соотечественник Ален Гироди, местный Кирилл Серебренников, представил «Стоять ровно» — не менее «чернушное» кино, самоироничное, свободное, настолько безумное, что дурь, которая происходит на экране, захватывает целиком. А вообще это сказка с великанами, прекрасными принцами, феями, волками и, конечно, невинным младенцем, но сказка для взрослых, в которой предостаточно секса и провокаций. Человеческого здесь все же больше, чем былинного. Главный герой — молодой сценарист в депрессии, который срывает все дедлайны и никак не может сдать текст. Вместо работы над ним он отправляется в путешествие на юг Франции, где находит женщину-пастушку, рожающую ему дитя, которое он миссионерски берется воспитывать. Параллельно он встречает на своем пути и других сказочных героев. К одному из стариков-отшельников он попадает в объятья, а дальше — понеслось. На выходе получается тонкий стеб над всеми клише авторского кино, библейскими и социальными подтекстами и стереотипами. Есть там и агнец божий, и много еще чего сакрального, вполне способного «оскорбить чувства верующих». Но на то он и фестиваль: такие фильмы здесь могут и должны появляться. Ведь с ханжеством надо сражаться радикальными методами — это такая борьба с нашими фобиями и страхами на понятном сказочном языке. А еще это кино про одиночество, тотальное, в мире, где человек человеку волк. 

Кадр из фильма Алена Гироди «Стоять ровно», 2016

4. Политика

Человек — существо политическое. Сентенцию Аристотеля поддерживают и авторы многих конкурсных картин. Вот наш «Ученик» попал в международный контекст, его захваливает мировая пресса, а все потому, что выбор в точку. Серебренников сделал все очень изящно: довольно холодно и безжалостно рассказал универсальную историю смешения понятий в современном обществе, где религия, как и любая идеология, пагубна, и связи с Богом нет, и возможности все осознать и обдумать тоже. И здесь снова про то же. На мальчика Веню, который становится религиозным фанатиком, вокруг наплевать всем, кроме школьной биологички, оказывающейся в итоге в изгоях. И в этом смысле «Ученик», конечно, гораздо страшнее и смелее «Мученика» — спектакля «Гоголь-центра», из которого фильм появился. Чуть измененный финал не дает надежды. Что делать, когда кругом враги — и мама, и телевизор, и родная школа, и сверстники? Есть ли еще шанс понять друга, услышать, объяснить, почувствовать? Да, это кино прямого действия, нужное именно здесь и сейчас. В этом же контексте отлично работает и еще одна картина из основного конкурса — «Лавинг» модного американского режиссера Джеффа Николса. На этот раз он представил настоящую оскаровскую правозащитную драму в стиле «12 лет рабства», «Харви Милка» или «Трамбо». Речь в ней идет о борьбе смешанной семьи за свои права во время сегрегации в Америке конца 50-х, то есть еще до демонстраций Мартина Лютера Кинга и принятия Акта о гражданских правах. Это кино про то, как закалялась сталь, про естественное стремление человека к признанию и уважению. Тоже очень важное для нашего времени, в котором понятия толерантности и равноправия снова стремятся к девальвации.

Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Ученик», 2016

Но больше всех о том, как человеку оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях, высказался начинающий кинематографист, британский писатель Джонатан Литтелл. Он прославился своим романом «Благоволительницы», написанным от лица нациста, и очерками из горячих точек — Сирии и Чечни. На этот раз он отправился в Уганду, и уже с камерой. Там он находит жертв вечной гражданской войны, где с конца прошлого века действует повстанческая группировка «Господня армия сопротивления» (LRA), известная тем, что насильно заставляет вступать в свои ряды граждан, преимущественно подростков. Боевики ломают судьбы многих семей. Литтелл встречается с бывшими бойцами этой армии, которые рассказывают ужасные подробности своего там пребывания: как впервые убивали, как девочек насиловали, как они, молодые и неопытные, не осознавали, что их ждет впереди. Это кино про ад на земле. И снова перед нами страшный, но удивительно точный портрет людей, покалеченных войной. В фильме Литтелла они пытаются вернуться к прежней жизни, наладить ее. И кто теперь разберет, виновны они или нет, убивали или просто выполняли приказы? Какая степень ответственности у этих похищенных и завербованных? Есть ли их вина? Тот же самый вопрос Литтелл задавал в «Благоволительницах», где писал о нацистах, ежедневно решавших еврейский вопрос. А еще этот фильм сильно напоминает предыдущий документальный хит Джошуа Оппенхаймера, который снял две документалки про геноцид в Индонезии, где тоже встречался с палачами и жертвами. Эта тема всегда будет интересовать людей, даже на самом гламурном смотре планеты.

Кадр из фильма Джеффа Николса «Лавинг», 2016

Денис Катаев

19.05.16, 20:10