Кто победил в VIII ежегодной премии The Art Newspaper Russia

В Гостином Дворе раздали статуэтки за достижения в области российского искусства. BURO. узнало у гостей про антитренды, мешающие его развитию

The Art Newspaper Russia собрала в Гостином Дворе представителей и попечителей российского искусства, чтобы отметить их достижения и наградить лауреатов VIII ежегодной премии The Art Newspaper Russia, прошедшей при поддержке ювелирной компании Mercury. Приветствовали гостей театрализованного шоу, в этом году посвященного символической теме «Русский космос», учредитель премии и издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова и главный редактор газеты Милена Орлова.

Режиссеры Алексей Агранович, Кирилл Преображенский и Анна Наумова представили пять арт-перформансов, каждый из которых был посвящен одному лауреату. В основе шоу — музыкальные традиции от современной классики до древнего звона колоколов, экспериментальный рок, русская абсурдистская поэзия ХХ века. Сам Алексей Агранович принял участие в одном из театрализованных номеров, в котором сыграл чиновника, отвечающего на вопросы аудитории. Телеведущий Иван Ургант приглашал на сцену для вручения награды лауреата в номинации «Музей года» директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марину Лошак.

Также в этом году были отмечены 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства за выставку года «Бессмертие»; Юрий Аввакумов за авторство книги «Бумажная архитектура: антология», ставшей лучшим книжным проектом года; Благотворительный фонд Владимира Потанина за личный вклад в развитие искусства, а также в номинации «Реставрация года» победили отреставрированные изделия из собрания Музеев Московского Кремля.

В церемонии приняли участие пианист и композитор Кирилл Рихтер; лидер группы «АукцЫон» Леонид Федоров; бас-гитарист и лидер «Крузенштерн и пароход» Игорь Крутоголов; российский музыкант и диджей Филипп Горбачев; группа «Колокол»; детская анимационная группа «Да»; московская группа «Хадн-Дадн»; писатель, драматург и режиссер Евгений Гришковец, а также хореограф-постановщик и перформер Анна Абалихина.

Завершился вечер в ресторане Cristal Room Baccarat праздничным ужином от шеф-повара Мишеля Ленца.

BURO. тоже посетило премию и, пользуясь случаем, обсудило с гостями, чьему экспертному мнению в области искусства можно доверять, на какие антитренды и факторы они хотели бы обратить внимание, а при возможности искоренить, чтобы искусство в России процветало. В ответах сталкиваются невероятная дипломатия и взвешенная критика.

Марина Лошак,

директор ГМИИ им. А. С. Пушкина:

«Мне кажется, что с русским современным искусством большой непорядок. Художники чувствуют себя никому не нужными, одинокими и брошенными. Особенно мало поддержки от государства, от которого я жду значительно большего. Не может все существовать только на частные деньги. И мне кажется, что художник должен чувствовать, что он неслучайно живет на этой земле. Нужно решать проблему ненужности современного художника».

Марат Гельман,

галерист и публицист:

«Я живу в Черногории и не очень внимательно слежу за положением искусства в России. Но в целом есть несколько проблем нового времени. Во-первых, институции заняли место художника. В 1990-е и 2000-е если спрашивали, что происходит в Москве, то рассказывали про художников и о том, что они делают, а сегодня все говорят так: «А в «Гараже» произошло то и то». Это не очень хорошо, потому что институция всегда чему-то подконтрольна.

Во-вторых, практически исчезло радикальное искусство. В стране происходят очень серьезные и сложные процессы, но они идут параллельно художественной жизни, и они никаким образом не пересекаются. Мне понятно почему: потому что ничего хорошего от подобной рефлексии быть не может. Художники боятся и уезжают.

В-третьих, нет больших и серьезных выставок и проектов современных, то есть искусства, создающегося сегодня. Экспозиции-блокбастеры практически все связаны с прошлым, например выставка работ Ильи Репина в Третьяковской галерее в 2019 году, а сейчас готовится проект «Индийское искусство» — тоже в Третьяковке. В этом смысле я очень рад за Уральскую биеннале, которая получила премию, и это единственный проект, связанный с актуальными процессами».

Николай Палажченко,

арт-критик и куратор:

«К искусству сейчас живой интерес и на него большой спрос, поэтому в этой области появилось много непрофессионалов. В том числе они реализовывают довольно масштабные инициативы, открывают огромные выставки и даже музеи. Часто это упаковывается хорошо, а выглядит жалко. Поэтому тем более важны такие мероприятия, как премия The Art Newspaper, где профессиональным жюри отобраны достойные лауреаты и номинанты. Когда вы изучаете искусство, можно просто брать список этих художников, и тогда у вас будет объективная картина того, что хорошо в искусстве и что не является каким-то дерьмом, завернутым в красивый фантик».

Ольга Свиблова,

директор Мультимедиа Арт Музея:

«Не судите, да не судимы будете. Мамы всякие важны, мамы всякие нужны. В культуре есть то, что мне нравится, и то, что мне не нравится. Мое мнение не является истиной в последней инстанции».

Емельян Захаров,

основатель галереи современного искусства «Триумф»:

«Любое ханжество — это антитренд и проблема, которая мешает искусству».

Катрин Борисов,

креативный директор галереи Ruarts,

и основательница галереи Ruarts

Марианна Сардарова:

«В качестве антидостижений достаточно отметить высказывания бывшего министра культуры Владимира Мединского, которые весь прошлый год заставляли краснеть участников культурного процесса не только в России, но и вообще в мире. С нынешним министром мы еще не знакомы, увидим. Других антидостижений, на наш взгляд, не было, и искусство в России все-таки развивается. Мы очень рады, что очень классные люди и проекты получили награды и их по достоинству оценили».

Василий Церетели,

исполнительный директор ММОМА:

«Я всегда смотрю на все с оптимизмом, поэтому сконцентрирован на тех проектах, которые в памяти остаются, а не на антидостижениях. А то, что остается, —это вещи прекрасные и заслуживающие внимания. Мы очень гордимся тем, что два года тому назад были „Музеем года“ по версии The Art Newspaper».

Елена Карисалова,

соосновательница фонда Still Art:

«Я не берусь судить, особенно антидостижения. На каждое искусство есть свой зритель, поэтому для кого-то что-то будет с приставкой „анти“, а для кого-то оно же будет „современным, интересным и хорошим искусством“».


Фото: архив пресс-службы