Поиск

Сергей Капков: \"Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают\"

Сергей Капков: "Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают"

Интервью с главой Департамента культуры Москвы

Текст: Евгений Тихонович

С другом столичного креативного класса, главой Департамента культуры Москвы Сергеем Капковым мы встретились буквально накануне Нового года, чтобы узнать, какие возможности дает экономический кризис, почему москвичи смотрят телевизор и как столице еще больше приблизиться к Европе

Сергей Капков — один из людей, изменивших Москву и представления ее жителей о том, каким должен быть чиновник, отвечающий в городе за культуру. Капков — практичный менеджер, сумевший наконец сделать из российской столицы место, где можно не только ходить на работу, но и в свободное от нее время отдыхать. Он привел в порядок общественные городские пространства, пригласив для этого урбанистов, архитекторов и дизайнеров, модернизировал театры, приблизил уличную культуру города к европейским стандартам и сделал еще массу полезных для Москвы вещей. Капков — завсегдатай Facebook, где активно "дружит" со всеми главными действующими лицами московских творческих кластеров и где имеет в своем распоряжении самую лояльную аудиторию. 

Давно хотелось задать вам вопрос о том образе прогрессивного городского топ-менеджера, который вокруг вас сложился...
Это вы такой образ предложили.

Но вы и правда ему соответствуете — вот даже интервью назначили не в офисе с пластиковыми стеклопакетами, а в модном баре. Вообще вы очень близки аудитории, с которой работаете: проводите с ней время, тусуетесь. Тут в возрасте дело? Ведь вам еще нет и сорока.
Это вопрос мировоззрения, а не возраста. Мне важно мнение людей, с которыми я встречаюсь и общаюсь. Никогда не хотел превратиться в советского чиновника. Иначе я просто не смогу ничего придумывать, генерировать идеи. Надо смотреть, как люди живут, как живет город. Кто-то черпает информацию из докладов подчиненных, кто-то — из Интернета, кто-то — из общения с людьми.

Но все же вопрос возраста далеко не самый последний. Вот вы и депутатом Госдумы стали в 28 лет. Скажите, каково это — быть депутатом Госдумы, когда многие сверстники еще толком не решили, чем хотят заниматься в жизни?
В то время, когда я стал депутатом Госдумы, а было это в 2003 году, мои сверстники вынуждены были думать о том, чем они хотят заниматься. На самом деле тогда я отнесся к своей новой роли спокойно: у меня уже был опыт государственной службы на Чукотке.

Сергей Капков: "Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают" (фото 1)

Нынешние 28-летние, на ваш взгляд, другие?
Все разные. Но, как мне кажется, нынешние 28-летние более образованные, лучше разбираются в технологиях, живут в глобальном мире.

Тем не менее вы этой возрастной группе недавно в довольно, скажем так, категоричной форме велели идти работать?
Да, только не велел, а предложил. Велеть я не могу, а вот предложить имею право. На самом деле та фраза, о которой вы говорите, была вырвана из контекста (речь о фразе "Поднимай жопу и иди работать", адресованной Сергеем Капковым молодежи. — Прим. Buro 24/7). Я говорил о том, что нужно действительно вставать и идти зарабатывать деньги. От государства надо требовать качественную медицину и качественное образование, а вот на развлечения молодое поколение должно зарабатывать само.

И не рефлексировать в Facebook...
Кто-то рефлексирует в Facebook, кто-то зарабатывает, кто-то научился получать доход в соцсетях. Вообще здесь трудно обобщать — поколение неоднородное. Одни родились в Москве и имеют возможность жить здесь комфортно, учиться за счет родителей, а другие приехали покорять столицу. Это накладывает определенный отпечаток и на восприятие города, и на восприятие своего поколения.

Кстати, о Facebook. Вы активный пользователь этой соцсети, и у вас там своя, что уж там говорить, наиболее лояльная аудитория. А как вы находите себе других единомышленников?
Это не вопрос соцсетей. В городе около 300 театров, есть большое количество антрепризных площадок, большое количество выставочных залов, галерей, фестивалей. И основная задача — информировать людей и не обмануть их ожиданий. Скажем, спектакль Дорониной во МХАТе вам может совершенно не понравиться, а представителю старшего поколения он придется по душе. Так вот, мы стараемся каждой группе людей доставить информацию через определенный канал. В Facebook даем информацию для одной аудитории, в газете "Комсомольская правда" — для другой, на радиостанции "Серебряный дождь" — для третьей.

Сергей Капков: "Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают" (фото 2)

А насколько вам интересно работать с той, "другой", аудиторией, которая не сидит в FB?
Не надо недооценивать людей. Например, в городе есть много вполне современных московских пенсионеров, которые 20 лет прожили уже в постперестроечной Москве. Это благодарная аудитория. Иначе у нас не было бы таких внушительных цифр статистики: 6,8 миллиона ходит в театры и на концерты. Это далеко не только молодежь.

Вот мы с вами упомянули различные каналы информации и забыли про телевизор, который старшее поколение зачастую смотрит. У вас как взаимоотношения с телеприемником складываются? Вообще прилично молодому жителю мегаполиса его иметь в доме?
Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, все равно подглядывают. Люди проявляют интерес к большим телепроектам вроде "Голоса", "Танцев" или КВН. И могу сказать, что некоторые впоследствии "одолевают" наши музыкальные школы и школы искусств с домами культуры просьбами "научить петь как в шоу "Голос". Из чего можно сделать вывод, что это интересные телевизионные проекты. Вообще телеистории, связанные с личным успехом, всегда востребованы жителями больших городов.

"Некоторые впоследствии "одолевают" наши музыкальные школы и школы искусств с домами культуры просьбами "научить петь как в шоу "Голос"

В одном из своих недавних интервью вы говорили про настроение — настроение людей. Если оно будет хорошим, никакой кризис, утверждали вы, нам не будет страшен. Что, правда все только от настроения зависит?
Мы всегда называли себя "департаментом городской атмосферы". И наша задача заключается в том, чтобы предложить людям максимальное количество культурных активностей на любой вкус. За три года нам удалось многого добиться: появилась Ночь искусств, Ночь музыки, фестиваль "Лучший город Земли", День города, абсолютно бесплатные мероприятия которого в этом году посетило 6 миллионов человек.

Словом, наша цель заключается в том, чтобы финансовые трудности не повлияли на настроение москвичей. Мы будем за него бороться, поэтому, например, со второго по одиннадцатое января во все городские музеи можно было попасть бесплатно. То есть даже если возможности семейного бюджета уменьшаются, все равно есть шанс провести где-то время. Причем кризис пройдет, а возможности останутся — эта акция уже стала традиционной.

Сергей Капков: "Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают" (фото 3)

А как вам идея кинотеатра "Москва" с абонементом стоимостью 50 тысяч? Совсем не кризисный запуск, согласитесь.
В Москве живет 14 миллионов человек, и у этого кинотеатра тоже найдется своя аудитория. Знаю, что ребята, которые его построили, затевали свой проект еще задолго до кризиса. 

А как, на ваш взгляд, кризис вообще влияет на менталитет людей и на культуру?
В кризис ты мобилизуешься: начинаешь думать, от чего можно отказаться, отделяешь первоочередное от второстепенного, начинаешь ценить работу и близких людей. Хотя, конечно, когда наступает кризис, появляется ряд бытовых проблем: может не хватать денег, можно потерять работу, можно испытывать трудности с выплатой валютной ипотеки, покупкой лекарств и иностранных автомобилей.

Но мы же знаем, что нет ни одного кризиса, который не проходит. Рано или поздно ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Если ты не теряешь внутреннее ощущение жизни, то, я думаю, кризис дает возможности для развития. Здесь еще вопрос, с какими людьми ты сосуществуешь. Не просто работаешь или живешь, а именно сосуществуешь — понимаешь, где твои люди. Если ты их найдешь, то проблемы решать будет легче. В кризис дешевеют только деньги, а человеческие отношения дорожают.

Сергей Капков: "Москвичи смотрят телевизор. А те, кто не смотрит, подглядывают" (фото 4)

Давайте еще о Москве поговорим. Вы как-то сказали, что по уровню культурной жизни она должна равняться на Берлин. Почему именно на него?
Опыт Берлина нам максимально важно учитывать, потому что он все-таки был разделен на два города: город с западноевропейской архитектурой и вообще просто европейский город и часть, где есть "хрущевки", типовые дома культуры и другие объекты, которые берлинцы научились "перепрошивать". Вот мы и изучаем их опыт, чтобы в старых стенах суметь представить новое содержание.

И у нас тоже появятся свои Митте и Кройцберг (богемные районы Берлина, культурные кластеры города. — Прим. Buro 24/7)?
Рано или поздно. Мы это много раз обсуждали в кабинетах и поняли, что в первую очередь нужен запрос от общества, от поколения. Если оно готово работать и создавать, то почему нет — ведь дело не в физическом пространстве, стенах и красивой графике, а в людях, которые в этих стенах работают. Как только количество таких деятелей приблизится к 800 тысячам, я думаю, город изменится.

"В КРИЗИС ДЕШЕВЕЮТ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ, А ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ДОРОЖАЮТ"

Сейчас их намного меньше 800 тысяч?
Пока да. Но мы работаем над тем, чтобы достичь этой цифры, чтобы было больше ярких интересных людей, обладающих международным мышлением, неравнодушных, желающих принимать участие в жизни города и делать что-то своими руками. И тут совершенно неважно, что за продукт получается на выходе — хорошая кофейня, студия йоги или выставочный зал. Это все, что работает для людей. Чем больше заведений, тем лучше. Взять, к примеру, Италию, город Милан: кофеен там в четыре раза больше, чем в Москве. И вы всегда можете выпить кофе за один, за полтора или два евро. Нам надо создать такую атмосферу. Но создатели этой атмосферы — не городские власти, а люди, горожане.

А вообще, как вы оцениваете московский креативный класс? Насколько он продуктивный и креативный?
Знаете, говорят, что Москва ничего не производит, а по мне, она создает смыслы, политические, экономические, социальные, культурные, медийные — любые. И это точно может быть востребовано, в том числе и международным сообществом.

Но бытует мнение, что наш креативный класс проявляет себя исключительно через потребление.
Кстати, потребление — тоже критерий оценки. Оно формирует тренды. Парк Горького вошел в пятерку самых популярных, по версии Instagram, мест для фотографирования — наравне с Эйфелевой башней. Кто этому способствовал? В том числе люди, которые туда приходят и фотографируются. Это их место, оно принадлежит всем им. И они вместе сделали его таким, каким оно сейчас является.

Что из старой, лужковской Москвы вам сильно мозолит глаза и от чего вы мечтаете побыстрее избавиться? Ну, кроме песни Газманова на Ленинградском вокзале.
Честно говоря, по поводу всего остального я с самим собой уже договорился. Я считаю, что любое пространство можно оживить, предоставив его новым людям.