Поиск

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau

Рынок редчайшего искусства

Текст: Мария Савостьянова

За два дня до трагических событий в Париже в Пале-Броньяр открыл двери последний салон старой европейской живописи Paris Tableau — 2015. Вместо положенных четырех дней праздник искусства шел только два, о них вам и расскажем в материале, подготовленном изданием «Интерьер + дизайн»

В пятый раз в Париже собрались гранды рынка старого искусства, европейские галереи, торгующие полотнами, созданными в течение семи веков, начиная с позднего Средневековья и заканчивая 1900 годом. Разброс цен — от 100 тысяч до 3 млн евро. В этом году временные рамки искусства, допущенного в залы Пале-Броньяр, расширились. Живопись XIX века — работы Гюстава Курбе («Волна», 900 тысяч евро) и Камиля Коро, Поля Сезанна (Art Cuèllar Nathan Kunsthandel) и Анри Фантен-Латура (Jean-François Heim)  дебютировала на Paris Tableau неслучайно. Почти все международные ярмарки рано или поздно начинают движение к искусству XIX века. За годы существования ноябрьский салон завоевал популярность, обрел особую, необыкновенно теплую атмосферу и преданных поклонников. В этом году было объявлено, что знаменитая парижская Биеннале антикваров, до сего момента главная площадка торговли старым искусством, меняет формат. Как шутили французы, из «биеннале» она превращается в «аннуале», то есть будет проводиться каждый год. Конкуренция салонов в Париже усилится, поэтому принято решение, что Paris Tableau, несмотря на свой формат, смысл, блеск и привлекательность, все-таки сольется с бывшей биеннале.

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 1)

Двадцать три галереи из Лондона, Парижа, Рима, Амстердама старались максимально эффектно представить круг своих интересов. Эксперты посетовали на отсутствие трех важных игроков рынка: галерей Eric Coatalem, Bob Haboldt и Giovanni Sarti, — зато приветствовали появление новых участников  галереи из Италии представили публике отличный арсенал шедевров.

К чему было приковано внимание коллекционеров? Во-первых, лейтмотивом Paris Tableau — 2015 стала сугубо французская тема  «Искусство жить». Особый гид Art & Wine собрал со всех стендов все работы с изображением Бахуса, Диониса, вакханалий, натюрмортов с вином, жанровых сцен с возлияниями и прочими формами жизнелюбия. 

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 2)

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 3)

Во-вторых, бесспорным фаворитом салона явился итальянский мастер XVII века Антонио Джарола (1597—1674). Современник Гвидо Рени, он написал цикл «Пять органов чувств» — пять больших портретов величественных старцев: один написан с кружкой в руке — олицетворяет вкус, другой, c курильницей,  обоняние, третий, перевязывающий свою руку,  осязание, четвертый, с рогом,  слух, и, наконец, пятый, читающий,  зрение. Пять образов не повторяют иконографический канон, а изобретательно и живо сочинены художником и написаны в свободной манере.

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 4)

Третье очевидное завоевание Paris Tableau — 2015  обилие нетривиальной итальянской живописи. Необыкновенно эффектно выглядела экспозиция галереи Carlo Virgilio. Повешенные широко, с большими паузами, три полотна Винченцо Камуччини  гигантские подготовительные анатомические штудии к картине «Обращение Савла» для церкви Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме. Благодаря большому размеру фрагментарности выглядели невероятно драматично. Как всегда, коллекционеры и музейщики были тронуты великолепным предложением старой римской галереи Cesare Lampronti, активные переговоры шли вокруг видов Венеции кисти Беллотто и Каналетто. Портрет актера Тиберио Фиорелли в роли Скарамуша кисти караваджиста Пьетро Паолини лионская галерея Michel Descours предлагала за 1,2 млн евро.

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 5)

Конечно, одним из притягательнейших свойств старой живописи остаются сложные сюжеты и детективно запутанные программы, барочные курьезы и всякого рода символические ребусы. Таких работ было достаточно. Например, Weiss Gallery, которая славится первоклассной коллекцией европейских портретов и уникальным на сегодняшний день  собранием  работ мастера Пурбуса Младшего, привезла немецкое полотно The World Turned Upside Down. В перевернутом мире овца с огромными ножницами стрижет крестьянку, телега везет волов, бык разделывает тушу привязанного мясника, король пешком следует за своим егерем, едущим на коне. Еще одним хитом-курьезом салона стала «Антуанетта», портрет молодой дамы с лицом, густо заросшим шерстью. Эту работу, написанную  неизвестным мастером в 1610 году, представляла римская галерея Carlo Virgilio. 

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 6)

С особой тщательностью готовился симпозиум «Формируя вкус к барочной живописи в Америке». Курировал научные доклады и приглашал спикеров Кит Кристиансен, глава отдела западноевропейской живописи нью-йоркского музея Метрополитен. Барочную живопись в США начали понимать и собирать в начале ХХ века. 

Организаторы Paris Tableau всегда стараются что-то придумать, чтобы продажа шедевров истории искусства стала событием не только культурным, но и модным. Особым гостем-куратором Paris Tableau выступил Бруно Фризони, арт-директор обувного бренда Roger Vivier: коллекционер, эрудит и знаток старинной живописи показывал гостям сокровища европейского искусства в окружении туфельных колодок. 

Несмотря ни на что Франция умеет любить жизнь, ценит традиции и остается несокрушимым столпом европейской культуры. 

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 7)

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 8)

Несмотря ни на что: как прошел парижский салон Paris Tableau (фото 9)

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7