Поиск

Импрессионизм и мода

Импрессионизм и мода

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

В названии грандиозной выставки, с огромным успехом проходящей с конца сентября в парижском Музее д’Орсэ, термины "импрессионизм" и "мода" используются как равнозначные по смысловой важности. Оказавшись среди тех, кому повезло на ней побывать, я попытаюсь доказать, почему экспозицию "Импрессионизм и мода" (оригинальное название — Impressionnisme et la Mode) было бы более уместно озаглавить "Мода благодаря импрессионизму". Но сначала о том, почему она выделяется даже среди самых успешных выставок, в той или иной степени связанных с модой, прошедших в последние годы в крупнейших музеях мира.

Импрессионизм и мода (фото 1)

Импрессионизм и мода (фото 2)

Платья, выставленные в Музее д'Орсэ

Организованная совместно Музеями д’Орсэ и  Метрополитен, чикагским The Art Institute и музеем Galliera (Парижский музей городской моды), экспозиция собрала вместе более семидесяти полотен Эдуарда Мане, Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Густава Кайботта, Фредерика Базиля и других художников-импрессионистов и современных им мастеров, написанных в период с 1860 по 1885 год, и такое же количество женских и мужских туалетов и аксессуаров того периода из музейных и частных коллекций Парижа. А еще — журналы мод этого времени и множество фотографий. Экспозиция разделена на несколько частей — повседневная мода, вечерний "дресс-код", туалеты для прогулок на природе, интимная мода. Отдельные залы посвящены мужскому костюму и женским аксессуарам — шляпкам, перчаткам, зонтикам, веерам.  Каждая тема иллюстрируется соответствующими полотнами художников и потрясающе сохранившимися — некоторые выглядят как новые — портновскими шедеврами эпохи. Выставка дает уникальную возможность увидеть один и тот же туалет в подлиннике и изображенным художником — а это сегодня большая редкость! В экспозиции портрет Проспери, жены художника Поля-Альбера Бартоломе, в изящном летнем платье стиля "принцесс" (копировавшем стиль эпохи рококо), сочетающем горох и полоску в белой и фиолетовой гамме, соседствует с самим платьем, свидетельствующим о том, что хозяйка была не просто очень изящной и обладающей вкусом, но и миниатюрной женщиной. Отстоять огромную очередь в музей (мне удалось попасть на выставку лишь с третьего раза, заказав в итоге билет по интернету) стоит также ради ее сценографии, автором которой является  знаменитый Роберт Карсен — художник-постановщик спектаклей театра Ла Скала, Парижской оперы и Лондонской королевской оперы. Его удачные находки — такие как имитирующее газон ковровое покрытие и звучащие голоса птиц в зале, посвященном моде для выходов на природу, выставленные рядами стулья с табличками, на которых написаны имена знаменитых представителей парижского света и творческой элиты (от Жюля Верна и Эмиля Золя до Сары Бернар) в зале, посвященном балам и бальным туалетам, — помогают зрителю окунуться в эпоху и каждую описываемую посредством экспонатов мизансцену. В качестве своеобразного "путеводителя" посетителя по выставке сопровождают удачно подобранные тематические цитаты из современников импрессионистов — Бодлера, Флобера, Малларме.

Импрессионизм и мода (фото 3)

Импрессионизм и мода (фото 4)

La cercle de la rue Royale, Джеймс Тиссо

Оставим в стороне особую магию импрессионистской живописи, красоту и неповторимую "интимность" представленных батистовых и бархатных платьев, хрупких шляпок из итальянской соломки и шелковых чулок (наблюдая эти экспонаты, как не представить себе реальных женщин, высоких и статных, хрупких и миниатюрных, которые их носили), вернемся к вопросу: так о чем же все-таки эта выставка? По свидетельству  куратора и одного из ее вдохновителей, специалиста чикагского The Art Institute Глории Грум, на мысль организовать подобную экспозицию ее вдохновило осознание того, что импрессионисты были восприимчивы к моде как ни одна другая художественная группа до них. "Дега, Моне, Мане находились под впечатлением от современной модной индустрии — как и от других новых явлений общественной жизни, набиравших силу в ту эпоху (промышленности, железных дорог, сферы развлечений)", — подчеркивает Грум. Собственно, именно во времена импрессионистов начала складываться та совокупность явлений, под которыми мы и сегодня понимаем "модную индустрию" — более массовое производство модного платья, ставшего доступным для буржуазии, тогдашнего среднего класса, и первые универмаги, в которых его можно было приобрести. Например, в магазинах, подобных парижскому Le Bon Marche, во второй половине XIX века можно было купить не только ткани и фурнитуру, для того чтобы сшить туалет на заказ, но и своеобразный "полуфабрикат" платья — собственно сам туалет определенного фасона, но без декоративных элементов, который потом покупательница украшала по собственному вкусу бантами, кружевами и другими деталями.

Импрессионизм и мода (фото 5)

"Танец в городе", Огюст Ренуар, 1883

Главным сюжетом для импрессионистов стали буржуа и их жизнь во всех своих бытовых проявлениях — времяпрепровождение с детьми, музицирование за роялем, прогулка по городу, поход в магазин, в цирк или на ипподром, поездка на природу, выход в свет и многое другое.  Бытовые сюжеты,  интерес к подлинной жизни, желание отразить не идеальные ситуации, а именно это пресловутое "здесь и сейчас", изменили и подход к композиции полотен  — это уже не статичные фигуры, а люди в движении, динамике, в естественных позах, соответствующих моменту.  Так появились "Мюлен де ла Галетт",  "Женщина за клавиром"  и "Танец в городе" Пьера-Огюста Ренуара, "Дама с зонтиком" и "Дамы в саду" Клода Моне, "Завтрак на траве" и "Балкон" Эдуарда Мане, "Продавщица" Джеймса Тиссо и "Парижская улица в дождливый день" Гюстава Кайботта. А вместе с ними — бесчисленные свидетельства моды того времени: все эти отображенные в мельчайших подробностях, изящные батистовые белые платья с пышными юбками, шелковые черные дневные туалеты с турнюрами, наряды для балов нежных оттенков с украшенным лентами и  бутоньерками корсажем и длинным шлейфом. Причем, заметьте, моды парижской. Именно импрессионисты воспели и "растиражировали" образ парижанки как законодательницы мод. Так что и сегодняшние жительницы Парижа своей непоколебимой репутацией женщин с врожденным чутьем к стилю во многом обязаны героиням "Октября" и "Женщин Парижа. Любительниц цирка" Джеймса Тиссо, "Парижанки" Эдуарда Мане и "Ложи" Пьера-Огюста Ренуара — знатным дамам, женам и дочерям буржуа и красавицам парижского полусвета 1860-1880-х годов.

Импрессионизм и мода (фото 6)

"У модистки", Эдгар Дега, и Louis Vuitton осень-зима 2012

Импрессионизм и мода (фото 7)

"За чтением", Эдуард Мане, и Francesco Scognamiglio

Трудно себе представить современную моду без "цитат" из стилей, которые были популярны в эпоху расцвета импрессионизма. Они читаются как в драпированных бархатных туалетах со шлейфом L’Wren Scott, в эффектном облегающем серо-черно-синем длинном платье Peter Pilotto с комбинированными трехмерными принтами,  в черном бархатном пальто с поясом-бантиком Burberry Prorsum из осенне-зимних коллекций сезона 2012-2013, так и в длинных платьях-робах Acne, белых шелковых платьях Francesco Scognamiglio, украшенных на груди воланами и вышивками, хлопковых, сочетающих кружева и клетку платьях с заниженной линией плеча в бежево-розовой гамме и летних пальто Rodarte, предложенных на весну-лето 2013 года. Но это, конечно, самое незначительное из того, что импрессионисты сделали для моды. Прежде всего они раскрыли в ней подлинный, полноправный и безграничный для интерпретаций объект живописи и высокого искусства. Столь же интересный, как и сам человек. Об этом как раз и рассказывает выставка "Импрессионизм и мода" в Музее д’Орсэ.

Импрессионизм и мода (фото 8)

Jeune dame, Эдуард Мане, и Acne весна-лето 2013

Импрессионизм и мода (фото 9)

"Балкон", Эдуард Мане, и Jil Stuart, Acne, Francesco Scognamiglio

Импрессионизм и мода (фото 10)

Jeune dame, Эдуард Мане, и Lanvin pre-fall 2012

Текст: Илектра Канестри
Коллажи: Дуня Захарова