Поиск

Спринт по ночным кошмарам: \"Бег\" в Театре имени Вахтангова

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова

Премьера в рамках открытого фестиваля искусств "Черешневый лес"

Текст: Сергей Багулин

На сцене Театра имени Вахтангова в рамках фестиваля «Черешневый лес» состоялась премьера спектакля «Бег». Мы посмотрели череду булгаковских страшных снов в режиссуре Юрия Бутусова

Сны бывают разные. Есть спокойный сон, безмятежный, сладкий, беспробудный, есть горячечный, страшный, даже предсмертный. Смесь последних трех «снится» булгаковским героям и зрителям, заполонившим Театр имени Вахтангова. О Гражданской войне безмятежно «не поспишь» — факт очевидный. Крым, который вот-вот станет «не наш» (или «наш» — в зависимости от «окраса» исторических предпочтений), набитые иммигрантами Константинополь и Париж — болезненная греза скукоживает до размеров грязноватого пятачка не больше железнодорожной станции, на которой впотьмах толкутся характеры и судьбы людей.

Вместо занавеса — массивная металлическая заслонка вроде ангарной стены, вместо белых и красных знамен — черные. Вместо в общем-то членораздельного булгаковского сюжета, хоть и разбитого на «сны», — вспышки неспокойных ночных кошмаров и температурной горячки. Серафима, которую Сталин презрительно называл «честной», сидит на стуле посреди пустой сцены. Ее трясет, она старается не упасть. Она и здесь, и нигде — в исторической точке «ноль». Вокруг проносятся другие герои, оставляя после себя не вполне понятные обрывки фраз, криков и жестов. Звучит современная мелодия — динамичная и напряженная. Она методично стихает и снова накатывает на зал, то и дело оглушая звуком взрывающихся снарядов. Хаос полный, почти босхианский, почти как тогда, в 1920-м. Это сон первый, показательный.

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 1)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 2)

За ним следуют еще семь снов, продолжающих и завершающих русское светопреставление. Они более милостивы к сюжетным перипетиям, чем первый ворох видений, творящийся в сознании подхватившей тиф Серафимы. Вот условная железнодорожная станция с угрюмым генералом Хлудовым, вот условный дворец с обреченным на поражение главкомом, вот условный кабинет контрразведки. Реплики складываются в диалоги, с героями творится разное: их предают, сажают, допрашивают, спасают, увозят.

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 3)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 4)

Но полочки, по которым разложены булгаковские слова и действия, все равно ненадежные, кривенькие, иллюзорные. Абсурд ночного кошмара стоит на своем. Чадит и дымит печка с угаром. Герои появляются «как черт из табакерки» — то в пурпурных занавесях ложи, то в сполохах красного света на галерке. Историческая трагедия то и дело прерывается кокетливой, а потому еще более жуткой музыкальной интерлюдией под песню Mr. Sandman c девичьим пританцовыванием и блестками.

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 5)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 6)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 7)

Сталин, запрещавший булгаковский «Бег», говорил, что все бы ничего, но надо добавить еще пару «снов», которые бы доходчиво объяснили историческую правоту большевиков, изобразили «внутренние социальные пружины Гражданской войны в СССР». Не учел вождь народов, что исторической, а тем более художественной правде до этих пружин и прочих казенных болтов и гаек дела нет. Гений Булгакова, помноженный на режиссерский талант Юрия Бутусова, не в том, чтобы в очередной раз провести историческую реконструкцию бело-красной трагедии, а в том, чтобы повернуть ее к нам, зрителям, человеческим лицом. С кровоподтеками, капельками пота и большими глазами. Напоминания требуют не батальные и иммигрантские коллизии, а возможность влюбиться в первую встречную, хрупкость счастья и веры, смысл заранее обреченной борьбы и самой человеческой жизни, проносящиеся перед взглядом людей, бегущих незнамо куда. Из одного сновидения в другое.


Следующий показ спектакля «Бег» состоится 21 апреля.

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 8)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 9)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 10)

Спринт по ночным кошмарам: "Бег" в Театре имени Вахтангова (фото 11)