Поиск

Праведный гнев: \"Тангейзер\" и другие театральные скандалы последних лет

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет

Искусство жаловаться

Текст: Сергей Багулин

На днях скандал вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета сделал новый вираж. Хотя судебное разбирательство в отношении режиссера Тимофея Кулябина и прекратили, без жертв все же не обошлось: несмотря на поддержку театрального сообщества, был уволен директор театра Борис Мездрич. Консервативная общественность не впервые ополчается на современный театр. Buro 24/7 вспоминает нашумевшие случаи последних лет

Нью-Йорк, 1971 год. На Бродвее состоялась премьера знаменитой рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда», мгновенно снискавшая дикую популярность и волну негодования религиозной общественности. «Христианину стоит держаться подальше от антихристианского произведения», — отметил среди прочих преподобный баптистской церкви Э. Л. Бинум.

Новосибирск, 2014 год. На сцене местного театра оперы и балета представили оперу «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина. В смелой режиссерской интерпретации творения Вагнера рыцарь Тангейзер превращается в продюсера эротических фильмов, в одном из которых задействован Иисус Христос. «В постановке нарушаются права верующих», — не замедлило отреагировать русское православие в лице митрополита Тихона. И понеслось: на режиссера завели дело, которое, правда, закрыли за «отсутствием состава правонарушения. Но не успела прогрессивная общественность выдохнуть, как гонители «Тангейзера» выдали новый инфоповод — был уволен директор Новосибирского оперного театра Борис Мездрич.

«Тангейзер» в очередной раз доказал, что использованная «не по назначению» церковная символика, равно как и нецензурная лексика или нагота, вызывает в сердцах современных консервативных россиян большее негодование, чем в американцах времен Ричарда Никсона. Догнали и перегнали. Однако, как показывает заморская и отечественная практика, искусство все-таки побеждает. Мы решили вспомнить другие театральные скандалы последних лет.

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 1)

«Идеальный муж»: оскорбляют и пропагандируют

МХТ имени Чехова, 2013 г.

Одной из последних жертв нападок консервативной общественности стал спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж». Постановка по мотивам произведений Оскара Уайльда собрала, кажется, все, что способно вызвать праведный гнев толпы: здесь и геи, и наркотики, и церковная символика, и даже Владимир Путин. Отец Всеволод Чаплин обвинил режиссера в осквернении символа распятия, а часть общественности — и в оскорблении чувств верующих, и в пропаганде ныне запретной однополой любви. В общем, ударили по всем фронтам. Спектаклю грозила проверка следственного комитета. Впрочем, если она и состоялась, концы ее спрятаны в воду, а «Идеальный муж» продолжает собирать полные залы.

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 2)

«Сон в летнюю ночь»: донос загадочного авторства

МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 2012 г.

Этой постановке знаменитой пьесы Шекспира в режиссуре Кристофера Олдена не пришлось ждать премьеры, чтобы успеть оскандалиться. Группа родителей мальчиков из детской капеллы, принимавшей участие в спектакле, отыскала в нем пропаганду педофилии и наркомании, о чем не замедлила сообщить в письменной форме в московский департамент культуры, синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества, уполномоченному по правам детей Павлу Астахову, а также российским СМИ. «Эта постановка (совместная с Английской национальной оперой) является точным переносом на сцену концепции, декораций, мизансцен, костюмов и музыкального прочтения режиссером, не скрывающим своей гомосексуальной ориентации», — указывают авторы «телеги» на неприглядную подноготную британца-«содомита». Вскоре ситуация изрядно запуталась: родители юных артистов заявили о своей непричастности к открытому письму и выступили в защиту постановки и коллектива театра. Эксперты, отправленные правительством Москвы «на разведку», ничего крамольного в опере не обнаружили. «Сон в летнюю ночь» ожидал большой успех и победа в борьбе за «Золотую маску».

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 3)

«Руслан и Людмила»: бордель оскорбляет

Большой театр, 2011 г.

Не миновало недовольство общественности и святая святых русской сцены  Большой театр. Впрочем, чем больше цель, тем проще попасть. Не критиковать же храм искусства лишь за «пластиковую» лепнину да подковерные интриги. В 2011 году в Большом состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова, который не побоялся осовременить пушкинско-глинковскую классику смелыми режиссерскими решениями, например, перенести часть действия в стены борделя. Реакция не заставила себя ждать — к театру стеклись протестующие. Все ли они побывали на постановке, прежде чем пикетировать ее, большой вопрос. Зато гражданка Светлана Воронина точно побывала, оскорбилась «пошлыми сексуальными сценами» и обратилась в тверской суд за 1 миллионом рублей компенсации за причиненные ей «нравственные страдания». Иск был отклонен, возмущенная дама осталась ни с чем, а «Руслан и Людмила» с двумя «Золотыми масками» наперевес продолжает значиться в репертуаре Большого.

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 4)

«Человек-подушка»: спасаем детей

МХТ имени Чехова, 2007 г.

Как и в случае со «Сном в летнюю ночь», главной претензией к спектаклю Кирилла Серебренникова «Человек-подушка» по пьесе Мартина МакДона стало участие в нем детей. Потому что негоже задействовать несовершеннолетних в постановках со сценами насилия и нецензурной лексикой. Так рассудили в московской коалиции с говорящим названием «За нравственность». Ее представители, наивно полагавшие, что за пределами МХТ юные артисты насилия и матерных слов не встретят, составили запрос на официальную проверку спектакля. Чем она завершилась, неизвестно, а «Человек-подушка» продолжает радовать столичных жителей своим присутствием в репертуаре МХТ. В этом месяце стало известно, что Независимый профсоюз актеров театра и кино решил подвергнуть «Мертвые души» Серебренникова, а также «Бориса Годунова» и «Карамазовых» Богомолова очередной проверке — на соответствие постановок классическим литературным первоисточникам. Вдохновители инициативы боятся, как бы смелая режиссура не исказила представления о великих произведениях у тех зрителей, которые классику еще не читали. Если учесть, что «Мертвые души» идут с пометой «16+», спектакли Богомолова — «18+», а проходят эти шедевры в 9—10 классах общеобразовательной школы, получается немного абсурдно.

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 5)

«Распутин»: пикет за царя

Новый русский балет, 2004 г.

Надо отметить, что конфронтация склонной к морализаторству общественности с современным театром — феномен вовсе не последних лет, когда духовные скрепы стали производить в стахановских объемах и из особо прочных материалов. В какой-то мере все это крайняя, зубастая форма всем знакомого, бессмертного ворчания соседей по очереди в гардероб: «Это не Чехов». В 2004-м разозлить публику было не сложнее, чем в 2014-м. Достаточно заставить петь и плясать канонизированных членов императорской семьи. Что и сделал хореограф Георгий Ковтун в балете «Распутин». Постановка вызвала целый шквал негодования среди православных граждан, собиравших пикеты в Москве и Екатеринбурге (где, напомним, была расстреляна царская семья). Лозунги были не самые доброжелательные: «Анафему богохульному балету», например. 

Праведный гнев: "Тангейзер" и другие театральные скандалы последних лет (фото 6)

Если появление святого царя на театральных подмостках может вызвать столько негативных эмоций, то «Тангейзер», добравшийся до самого Иисуса Христа, был практически обречен на открытую конфронтацию с РПЦ, представители которой, кажется, больше не хотят ограничиваться «бурей в стакане». Здоровое противостояние современности и консерватизма, пожалуй, не повредит любому, даже самому прогрессивному обществу. Главное, чтобы в пылу страстей стороны не забывали о тонкой и беззащитной, мелом прочерченной границе дозволенного и незыблемом и отрезвляющем: «А судьи кто?»